Сочинение ОГЭ 9.1 (на лингвистическую тему). Образцы готовых сочинений

Коллекцию сочинений 9.3 по всем темам смотрите здесь

Как написать сочинение-рассуждение 9.1, раскрывая смысл высказывания

Литературная энциклопедия терминов и понятий

«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». По тексту Толстого А.Н. (При табуне конюшонком состоял..)

Артюшкова И.В.

«Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи». По тексту Коровина К.А. (С детства я помню прекрасный дом..)

Бахмутова Е.А.

«Сравнение следует использовать в тех случаях, когда образность способствует лучшему выражению мыслей» По тексту Чарской Л.А. (На столовых часах..)

Бельчиков Ю.А.

«Разговорным словам свойственная известная свобода, непринуждённость выражения мысли, эмоций». По тексту Шмелева И.С. (Я с нетерпением поджидал лета..)

Бунаков Н.Ф.

«Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира». По тексту Грина А.С. (Когда Ассоль исполнилось..)

Буслаев Ф.И.

«Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». По тексту Горького М. (Через несколько дней..)

Валгина Н.С.

«При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость» По тексту Шмелева И.С. (Я стою у реки..)

«Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала». По тексту Андреева Л.Н. (Дом наш находился на окраине..)

Введенская Л.А.

«Выразительность может создаваться средствами языка всех уровней». По тексту Шмелева И.С. (Как я стал писателем?..)

«В синтаксисе разговорного стиля реализуются общие свойства — экспрессивность, оценочность, стремление к экономии речевых средств, неподготовленность». По тексту Чехова А.П. (Гимназист 7 класса..)

«Каждый из синонимов, отличаясь оттенком значения, выделяет какую-то одну особенность качества предмета или явления, а в совокупности синонимы способствуют более всестороннему описанию явлений действительности». По тексту Куприна А.И. (В глухой чаще старого мрачного леса..)

«Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека…» По тексту Саши Черного (Подайте, Христа ради, милостыньку..)

Виноградов В.В.

«Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». По тексту Соколова-Микитова (Еще в раннем детстве..)

Галкина-Федорук Е.М.

«Качественные имена прилагательные по значению являются прямыми наименованиями признаков предмета». По тексту Горького М. (Я решил заняться ловлей певчих птиц..)

Голуб И.Б.

«Качественные имена прилагательные — самая живописная часть речи». По тексту Короленко В.Г. (Посёлок Нюйский станок..)

«Неполные предложения являются средством передачи эмоциональности речи» По тексту Чарской Л.А. (Это было на пятый день..)

«Образность в широком смысле этого слова — живость, наглядность, красочность изображения — неотъемлемый признак всякого вида искусства, образность речи — частное её проявление». По тексту Горького М. (Пепе лет десять..)

«Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок». По тексту Андреева Л.Н. (Накануне Рождества Сашка..)

«Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой экспрессии». По тексту Саши Черного (Перед закрытой стеклянной дверью..)

«Выразительность эпитетов может быть усилена тем, что в них бывают „спрятаны” различные тропы: олицетворения, гиперболы». По тексту Паустовского К.Г. (Бабушка моя Викентия Ивановна..)

«Отклонения от литературно-языковой нормы могут быть вполне оправданны в художественных произведениях». По тексту Пришвина М.М. (Проезжая на днях возле Меринова..)

«В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления её выразительности». По тексту Паустовского К.Г. (В доме жило много старых вещей..)

«Обращение к стилистически окрашенным словам должно быть мотивировано. В зависимости от содержания речи, от той обстановки, в которой рождается слово, и даже от того, как относятся друг к другу говорящие, они употребляют разные слова». По тексту Грина А.С. (С детства всей душой..)

«Имена прилагательные участвуют в создании психологического портрета героя». По тексту Вигдоровой Ф.А. (Раз после уроков я увидела..)

Гончаров И.А.

«Язык есть не только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека: его ума и того, что называют сердцем». По тексту Куприна А.И. (С поступления Буланина..)

Гранин Г.Г.

«Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами». По тексту Шмелева И.С. (Впервые я увидал дядю..)

Гусарова И.В.

«В большинстве случаев обмен репликами опирается на понятную собеседникам ситуацию общения и общие знания, поэтому в диалогической речи часто используются неполные предложения». По тексту Шмелева И.С. (Хорошо дремать в каюте..)

«Постановка знаков препинания делает письменное изложение мыслей точным, ясным, удобным для понимания». По тексту Аверченко А.Т. (Когда учитель громко..)

Заболоцкий Н.А.

«Каждое отдельно взятое слово не является словом художественным. Оно получает свой художественный облик лишь в известном сочетании с другими словами. Это прежде всего сочетания смыслов» По тексту Чехова А.П. (Папы, мамы и тети Нади..)

Зеленецкий А.А.

«Придание образности словам постоянно совершенствуется посредством эпитетов». По тексту Толстого Л.Н. (Я возвращался домой полями..)

Ильинская И.С.

«Образность изложения создаётся, как правило, применением различного рода тропов». По тексту Горького М. (Самое лучшее в мире..)

Кедрин Д.Б.

«Образ должен быть точен, оправдан — только тогда он вызывает у читателя яркое представление описываемого предмета». По тексту Чарской Л.А. (Майское солнце греет..)

Короленко В.Г.

“Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли”. По тексту Достоевского Ф.М. (Та же Таня..)

Кронгауз М.А.

«То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным». По тексту Паустовского К.Г. (У писателя Александра Грина..)

Маршак С.Я.

«Иногда поэту (писателю) может как нельзя более пригодиться слово, выхваченное из живой разговорной речи». По тексту Шмелева И.С. (Дымчатый кот проснулся..)

Мороховский А.Н.

«Образное сравнение состоит в частичном уподоблении двух предметов действительности». По тексту Чуковского К.И. (Никогда не забуду, как в юные годы Борис Житков..)

Непомнящий В.С.

«Слово — это и звук, и смысл. Родилось слово для того, чтобы связывать человека с человеком, со всеми людьми, а всех людей — с жизнью и её смыслом». По тексту Короленко В.Г. (Кажется, я был..)

Никитина Е.И.

«В тексте сравнение и метафора часто взаимодействуют: сравнение как бы подготавливает метафору, или поясняет её, или обновляет образное значение слова». По тексту Чарской Л.А. (Девочку с удлиненными..)

Пушкин А.С.

«Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и образности» По тексту Лескова Н.С. (Родители мои купили..)

Розенталь Д.Э.

«Важно не само определение, а сочетание, которое оно образует с определяемым словом и в котором открывается какая-то новая сторона». По тексту Короленко В.Г. (В дальнем конце сада..)

«Слова, употребляемые в необычном, условном, ироническом значении, выделяются кавычками». По тексту Беляева А.Р. (Русый голубоглазый сын инженера..)

Солганик Г.Я.

«Форма изложения от 1-го лица может придавать повествованию искренность, исповедальность» По тексту Толстого Л.Н. (Наконец настал первый экзамен..)

«Многие слова в русском языке обладают стилистической окраской, то есть не только называют, но и оценивают называемый предмет, выражают связанные с ним эмоции и чувства». По тексту Грина А.С. (Огромный дом..)

«Для монолога-рассуждения типичны синтаксические построения, содержащие вопросительные предложения, разнообразные конструкции, передающие логическую связь явлений: причинно-следственные, условные, уступительные, изъяснительные». По тексту Платонова А.П. (Шумели листья на дереве..)

Толстая Т.Н.

«Уменьшительно-ласкательные суффиксы — прекрасный инструмент, с помощью которого можно передать много оттенков смысла и настроения». По тексту Куприна А.И. (Илья Самойлович Бурмин..)

Черняк В.Д.

«Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится». По тексту Куприна А.И. (Однажды я поехал..)

«Эпитет обогащает содержание высказывания». По тексту Куприна А.И. (Паныч! А Паныч? Послышался за окном..)

«К эмоционально-оценочным относятся слова, которые связаны с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки предмета речи, ситуации общения». По тексту Короленко В.Г. (С особенной признательностью я вспоминаю..)

Югов А.К.

«В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать действие». По тексту Грина А.С. (Артур Грэй родился..)

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *