Тургенев И.С. “Муму” (стр. 189, 223-225) Литература Коровина, 5 класс. Ответы

Муму

Проверьте себя (страница 189)

Пример сообщения о детстве Тургенева здесь

Размышляем о прочитанном (страницы 223-224)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
  1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?

Мне понравился этот рассказ. Он заставил меня задумать о настоящей дружбе, человеческой жестокости и эгоизме. Мне было жалко Герасима и собачку, я осуждал поведение барыни.

2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?

Барыня – немолодая вдова, живущая среди челяди. Она была окружена прислугой. Жизнь этих людей она не ставила ни в грош. Барыне скучно, она не знает, чем себя занять, на что потратить время. От этого ее жизнь безрадостна и неинтересна.

Говоря о нерадостном и ненастном дне, автор имеет в виду всю жизнь барыни – скучную, пустую.

Приказания барыни – это и самодурство, и капризы. Женщина не знает, чем себя занять, а потому унижает челядь, делает их жизнь невыносимой, желая, чтобы все страдали вместе с ней.

3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

Тургенев пишет о Герасиме как о «славном мужике»». Он не только красив лицом, статен и высок, но еще и трудолюбив. Автор не скрывает своего расположения к главному герою.

Герасим привык к жизни и работе в деревне, где ему приходилось целыми днями трудиться. За работой Герасим не замечал, как пролетал день, а потому ему некогда было скучать. В городе же герой справлялся со всеми своими обязанностями очень быстро, а потому его занятия казались Герасиму шуткой.

Привыкать к городскому житью герою пришлось долго. Но Герасим отличался упорством и старательностью, любил порядок и чистоту во всем, чего требовал и от остальной прислуги.

Каморка Герасима была описана Тургеневым очень подробно, чтобы показать характер героя, его внутренний мир. Все убранство каморки заключалось в кровати, столике и стуле. Герой оставлял каморку запертой, если ему нужно было уйти.

4. Чем интересны другие герои – Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

Капитон – башмачник – считал, что его никто не мог оценить по достоинству, говорил о себе, что он – образованный человек. На деле же это был обыкновенный пьяница. Описывая его, автор создает образ человека, который зря истратил свою жизнь, ничего не добился, поэтому ему остается лишь неустанно говорить о тех качествах, которых у него нет.

Гаврила – очень хитрый человек, никогда не спорит с барыней. Этот персонаж – образ пронырливого и беспринципного человека.

Татьяна работает прачкой. Ей 28 лет, но она уже не имеет женской красоты. Это связано с тем, что всю жизнь ее запугивали, заставляли тяжело и долго работать. Татьяна – образ забитой, замкнутой девушки.

Татьяна нравилась Герасиму, поэтому он начал ухаживать за ней. Главный герой хотел жениться на девушке.

История свадьбы Капитона и Татьяны – проявление самодурства барыни. Капитон – жалкий пьяница, но он испугался женитьбы. Татьяна с обычной своей покорностью отдает себя на произвол судьбы. Гавриле было известно о чувствах Герасима к Татьяне, а потому он идет на хитрость. Татьяну выставляют такой же пьяницей, как и ее будущий супруг, а потому Герасим не препятствует браку. Но уже через год Капитон окончательно спился. Его вместе с Татьяной отправили в деревню. Герасим же простил Татьяну и подарил ей платок на память.

5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

Образ Герасима – образ сильного крестьянина, который может оставаться верным своей хозяйке лишь до определенного момента. Поступок барыни – предел ее самодурства, против которого взбунтовался Герасим.

Писатель правильно поступил, придумав такую концовку. Этим он показал, что русский крестьянин – не бесхарактерное существо, готовое выполнить любой бессмысленный каприз своего помещика, а человек, мнение и интересы которого нужно учитывать. Цель Тургенева состояла в том, чтобы показать, что человек имеет право проявить свою волю.

7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

Больше всего в произведении мне понравился сам Герасим. Он спокойный, добрый и великодушный человек. Все эти качества герой проявляет в ситуации со свадьбой Татьяны. Он огорчился, решив, что Татьяна пьяница, но спокойно воспринял такое разочарование. Позднее, когда Капитон и Татьяна переезжали в деревню, у Герасима хватило благородства и великодушия простить девушку.

8. Почему рассказ назван «Муму»?

Название рассказа связано с кличкой собачки, смерть которой стала важным событием для развития всего сюжета.

9. Главный герой рассказа – немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?

Герасим проявляет трудолюбие. Автор говорит, что герой работал в деревне за четверых, а в городе делал все свои дела всего за полчаса. Герасим любит животных – засыпает возле собачки радостным сном. Но несмотря на свою любовь к животным, Герасим выполняет свои обещания и топит Муму. Персонаж великодушен, что проявляется, когда он прощает Татьяну. При этом Герасим – решительный человек, который взбунтовался против самодурства своей барыни.

Гиперболы: работал за четверых; взрезывал упругую грудь земли, березовый лесок смахивать.

Сравнения: ни одна мать не ухаживает за ребенком так, как Герасим за питомицей; как рычаг опускались мышцы.

10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

Герасим сохранил духовные и нравственные качества. Это подтверждается тем, что после дикого и вопиющего каприза своей барыни он решил бежать. В этом поступке проявляется несогласие немого человека с гнетом со стороны дворян.

Литература и изобразительное искусство (страница 224)

Рассмотрите иллюстрации к рассказу в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте и вы иллюстрации или описание (устное) рисунка к рассказу.

Иллюстрации интересны тем, как точно художник изображает героев рассказа. На одной из иллюстрации мы видим официанта, который насмешливо смотрит на Герасима и собачку. Герасим же не отрывает взгляда от животного, смотрит на него с любовью и лаской.

Я бы нарисовал иллюстрацию к тому моменту, когда Герасим бежал, изобразил бы его пустую и чисто убранную каморку, на пороге которой с равнодушным взглядом стоит Гаврила.

Творческое задание (страница 224)

Почему Герасим ушел в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (вызвать сочувствие, протест против своеволия помещиков, показать силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

Герасим ушел в деревню, потому что был разгневан и одновременно доведен до отчаяния выходками своей барыни. Он очень любил животных, а приказ барыни утопить маленькую ни в чем не повинную собачонку стал для Герасима тяжелым ударом. Я думаю, что герой просто разочаровался в своей жизни – барыня отобрала у него жену, выдав Татьяну за Капитона, и друга, велев утопить собаку.

Тургенев хотел показать читателям протест против своеволия помещиков. Протест Герасима не причинил никому вреда, но заставил барыню задуматься о том, что крепостной – это тоже человек, который может чувствовать боль, обиду. Поступок Герасима демонстрирует силу его характера и непоколебимую решимость.

Фонохрестоматия (страницы 224-225)

  1. Как актер читает первые строки повести, рассказывающие о старом доме с покосившимися балконами и о судьбе его хозяйки? Что хочет он сказать о судьбе старой барыни? Соответствует ли музыка, сопровождающая чтение, характеру повествования?

Актер медленно и тихо читает первые строки повести. Его голос не выражает никаких эмоций. Этим он подчеркивает одиночество и неизбежность старости, которую проживала барыня. Музыка соответствует характеру повествования, потому что она печальная и плавная.

2. Как меняется интонация актера, когда он рассказывает о Герасиме? Как актер передает отношение автора к герою произведения?

Интонация актера становится теплее, когда он начинает рассказывать о Герасиме. С помощью голоса он передает симпатию к герою рассказа.

3. Какие новые краски, тона находит чтец для того, чтобы передать нам душевное состояние Герасима, ухаживающего за щенком?

В интонации актера появляется нежность и ласка, когда он рассказывает о том, как Герасим заботился о щенке. Он добродушно смеется, рассказывая о смехе Герасима.

4. Каково отношение автора и актера к приживалкам? Как это выражено в чтении актера?

Автор и актер жалеют приживалок. Приживалки боятся барыню, ведь от нее зависит их судьба. Они трепещут перед барыней, боятся сказать лишнего. Актер, читая слова приживалок, заикается, говорит тихо.

Обогащаем свою речь (страница 225)пример сочинения здесь

ЛИТЕРАТУРА. 5 КЛАСС. КОРОВИНА. УЧЕБНИК ОТВЕТЫ

НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *