Паустовский “Теплый хлеб” Коровина, литература 5 класс 2 часть

1. Как вы назвали бы эту сказку Паустовского? Как вы объясните название, которое дал ей автор?

Сказке Паустовского можно было бы дать название “Растаявшее сердце”. Название “Теплый хлеб” — это метафора. На самом деле, Паустовский рассказывает историю, в которой жестокий по отношению к коню мальчик становится добрее. Хлеб, который принес Филька, был теплым не только потому, что его недавно испекли, а благодаря душевной доброте мальчика. В сказке ярко противопоставляются черствая корка хлеба с ядовитой плесенью и хлебная булка с румяной корочкой, на запах которой прибегают животные. Также и человеческое сердце может быть черствым и источать яд, либо излучать тепло на радость людям.

2. Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам? Почему его звали «Ну Тебя»?

Филька растет недобрым, ленивым и молчаливым. Ему дали прозвище “Ну тебя”, потому что на все просьбы и предложения он отвечал этой фразой. Это означало, что ему ни до кого нет дела. Ему не хотелось играть с детьми, он был недоверчивым и неприветливым. Даже на ласковые просьбы бабушки отвечал сердито. Он оказался таким жестоким по отношению к животному, что конь заплакал от обиды.

3. Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?

В начале сказки писатель говорит о теплой зиме. Снег выпадал, но тут же таял. Благодаря такой погоде вода у мельницы не замерзала. После того, как Филька швырнул коню хлеб, внезапно налетел ветер, пошел сильный снег, началась метель. Когда она стихла, то в деревню пришел сильный мороз. Стало так холодно, что все вокруг замерзло, даже звёзды заледенели на небосклоне. Когда же вся деревня начала рубить на речке лёд, на небе сначала светило багровое солнце, но затем его заволокло облаками, подул теплый ветер и запахло весной.

4. Что в сказке фантастического и что реального?

Фантастической в сказке является резкая перемена погоды. На смену теплу приходит сильная метель и трескучий мороз. Также быстро и оттаивает на реке лёд. Животные в сказке испытывают настоящие эмоции: конь плачет, а сорока хвастливо болтает о своих путешествиях в далёкие края. Это также не является реальным. Правдивыми являются описания человеческих отношений и самих людей: Панкрата, Фильки, бабушки, ребят из деревни.

5. Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки?

Взрослые понимали, что Филька совершил ошибку, злое дело. Они сделали так, чтобы мальчик это осознал и исправил. Бабушка подсказала обратиться за помощью к мудрому мельнику Панкрату, а он дал Фильке возможность самостоятельно придумать выход, как завести мельницу, чтобы деревня не осталась без еды. В итоге мальчик сообразил, как всё исправить, и примирился с конем, которого обидел своей грубостью. 

Из детей Фильку никто не осуждал, наоборот, они охотно согласились помочь ему разбить лед и вместе с ним пошли к мельнице просить прощения у коня.

Рекомендации от сайта Пушкин сделал, подписывайтесь на наши каналы:
Родителям в помощь – наш канал для родителей
Английский в IT – базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины – для детей и родителей
Какой сегодня праздник – не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции

6. Чем закончилась сказка? Если бы эта сказка была не писательской, а народной , то как бы она начиналась и заканчивалась? Какие слова важны для начала и концовки народной сказки?

Сказка закончилась примирением Фильки и коня. Животное вдоволь наелось хлеба и прильнуло к мальчику, закатив глаза от удовольствия. А мальчик плакал от счастья. Все, кто стал свидетелем этой сцены, улыбались и радовались. Только сорока беспрестанно трещала на ветке, как будто это она примирила поссорившихся.  Если бы это была народная сказка, то начиналась бы со слов: “Жили-были” или “В одной деревне жил конь…”. Заканчивалась бы она фразой: “И жили все долго и счастливо”. Для народных сказок важно с самого начала обозначить, кто будет ее главным героем. Заканчиваются такие сказки, как правило, положительно, торжеством добра и справедливости.

7. Объясните слова и выражения, использованные Паустовским

Вороной конь — полностью черный конь.
Спелая рожь — колоски, созревшие и готовые к уборке.
Скорый на работу — всегда готовый выполнить какое-либо дело, быстрый, ловкий.
В воздухе висел дым — в случае теплой погоды может иметься в виду туман, либо дым из печей не уходил вверх, а расстилался вокруг.
Теплый серый день — оттепель, сопровождающаяся серым небом с тучами.
Злорадный окрик — возглас, в котором чувствует что кто-то испытывает радость, несмотря на горе.
Колючий мороз — низкая температура на улице, при которой замерзают щеки.
Неминучая смерть — неизбежная смерть.
Лютый мороз — очень сильный, никого не щадящий.
Нашкодил — провинился, совершил баловство или что-то испортил.

8. Вспомните, как называются красочные, образные определения предмета.

Красочное, образное определение предмета называется эпитет.

Разбор школьных произведений по литературе

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *