Пушкин А.С. “Сказка о мертвой царевне…” (стр. 112-119) Литература Коровина, 5 класс. Ответы

Размышляем о прочитанном (страницы 112-113)

  1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

Мне понравилась сказка Пушкина. Она вызвала у меня самые разные эмоции: тревогу и волнение в завязке сюжета и радость в концовке, когда всё благополучно завершилось.

2. Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?

Из героев мне больше всего понравился королевич Елисей, потому что он храбрый и сильный человек, не побоявшийся разыскать царевну и оживить ее.

Злая мачеха вызвала у меня негативные эмоции. Она слишком эгоистична и жестока, поскольку ради того, чтобы быть самой красивой на свете приносит столько зла ребенку – своей падчерице.

3. Какая сказка – «Спящая царевна» Жуковского или «Сказка о мертвой царевне…» Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?

Я думаю, что к народной сказке ближе «Сказка о мертвой царевне…» Пушкина, потому что она написана более простым и понятным языком, в ней есть традиционная концовка, а по ходу сказки часто используются эпитеты.

Английский для IT Изучай вместе с нами технический английский - новые слова, тесты, викторины. Бесплатное вступление в канал.

Мне больше понравилась «Сказка о мертвой царевне…» Пушкина. Она показалась мне интереснее, красочнее и подробней.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создает особенно грустное настроение?

В описании проводов особенно грустное настроение создает эпизод, в котором царица сидит одна у окна и ждет царя с утра до ночи. За окном «вьется вьюга, снег валится на поля…», а царица все сидит и не сводит глаз с поля.

5. Как вы понимаете строчки: «Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла, И к обедне умерла…»?

Я думаю, что эти строчки обозначают, что царевна слишком долго грустила из-за разлуки с любимым человеком, а потому не выдержала восторга от встречи с ним и умерла.

6. Похожа ли новая, «другая» царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте пушкинские строчки, рассказывающие о новой царице.

Новая царица ничуть не похожа на первую, потому что она: «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Она вовсе не любит царя, для нее важна лишь собственная внешность и собственная жизнь. При этом Пушкин пишет, что она «Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла…».

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела»? Кому противопоставляет ее автор?

Мне понравилась царевна. Стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но», потому что перед этим говорится о новой царице, которая спрашивает у зеркала, кто милее всех на свете. Слово «но» означает, что царевна растет и расцветает, а значит очень скоро затмит своей красотой мачеху. Автор противопоставляет другую царицу и царевну.

8. Чего добивалась царица от зеркальца и почему Пушкин называет ее по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину ее недоброго отношения к царевне?

Царица добивалась от зеркальца, чтобы оно сказало, что именно она самая красивая на свете, «всех румяней и белее». Пушкин называет ее по-разному, используя подходящее для определенной ситуации словосочетание.

Выражение «злая мачеха» в полной мере выражает причину недоброго отношения царицы к царевне. Царица – эгоистична и жестока, для нее падчерица – всего лишь соперница, а потому она возненавидела царевну.

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

В царевне нам открываются следующие черты характера: доброту, трудолюбие, скромность и вежливость. Все эти качества проявляются в то время, когда царевна живет в доме богатырей.

Богатыри же относились к царевне с благодарностью за ее труды. Все семеро стали как бы названными братьями царевны, а потому относились к ней как к сестре.

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

В обращении Елисея к солнцу, месяцу и ветру интересна его манера. Он обращается ко всем ним с глубоким уважением, возвеличивая их могущество и силу. Примечательно, что каждый персонаж олицетворен и может ответить человеку на его вопрос.

Печаль Елисея передается в тот момент, когда он узнал о судьбе царевны, что вызвало в нем рыдания.

11. Прочитайте сцену (эпизод) разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Я считаю, что в этом эпизоде Чернавка проявила великодушие. Она пожалела молодую царевну и отпустила ее. Чернавка помогла тем, что было в ее силах. При этом царевна обещает Чернавке, что не забудет ее, когда станет царицей. Но Чернавка не прельстилась обещаниями царевны, ей действительно было жалко девушку: «Та, в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила…».

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чем разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чем причина этой разницы?

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

  • И трубит уже молва:

Дочка царская жива!

В первых двух строчках настроение тревожное. Персонажи сказки начинают волноваться, суетиться. Вторые две строчки – радостное восклицание о том, что царская дочь жива.

Будьте внимательны к слову (страница 113)

Выберите слова и выражения, которые встречались вам (или могли встретиться) в народных сказках, и те, которые могли быть, по вашему мнению, только в авторской сказке:

  • В народной сказке: простился, в путь-дорогу снарядился, ждёт-пождёт милого друга, глядючи, с белой зори до ночи, белёшенька земля, желанный, воротился издалеча, тяжелешенько, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить.
  • В авторской сказке: восхищенья не снесла, неутешен, правду молвить приветливо, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, сыскался, трезвонить, трубит, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, поникли головою, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит уже молва.

Литература и другие виды искусства (страницы 113-114)

  1. Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой пушкинской сказке Т. Мавриной, Е. Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по вашему мнению, точнее определяют внешний и внутренний облик героев?

Иллюстрации первых двух художников представлены в учебнике. Иллюстрации Пашкова мне нравятся больше – я думаю, что они более точно определяют внутренний и внешний облик героев. Иллюстрации Палеха ярче. В них художник использует много красок.

2. Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?

Мне известна опера Глинки «Руслан и Людмила», в которой мне интересно музыкально сопровождение. Мне кажется, что музыка композитора очень хорошо передает эмоции и настроения персонажей, а также общую обстановку в эпизоде.

Также мне известен балет Чулаки «Сказка о попе и работнике его Балде». В нем интересны танцы, которые раскрывают характер героев сказки и наглядно его демонстрируют.  

3. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям, Елисею, мачехе?

Музыкальная мелодия, посвященная первой царице, могла бы быть медленной и печальной, потому что царица грустила о своем муже и ждала его. Царевне могла бы подойти веселая, но в то же время спокойная мелодия, показывающая ее трудолюбие и доброту. Мачехе подошла бы тревожная музыка, навевающая страх и тревогу.

Для богатырей нужна музыка, похожая на марш, которая бы демонстрировала смелость и решительность этих персонажей. Елисею подошла бы плавная и печальная музыка, которая показала бы страдания героя из-за бесконечных поисков своей любимой.

4. Какие фильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма?

Мне известен мультфильм «Сказка о мёртвой царевне», вышедший в 1951 году. Я бы положил в основу этого фильма эпизоды, в котором царица ждет своего мужа, Чернавка отводит царевну в лес. Кроме того, важными сценами являются сцены встречи богатырей и царевны, поиски Елисея и его встреча с царевной.

Проверьте себя (страница 114)

Одна из сказок А.С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку.

«Сказка о Золотом Петушке».

Фонохрестоматия (страница 114)

  1. Чем напоминает сказка Пушкина сказку Жуковского?

Сказка Пушкина и сказка Жуковского похожи сюжетом – в обеих царевна засыпает, а пробуждает ее храбрый царевич.

2. Прослушайте диалог нищенки и царевны. Какие особенности характера персонажей сумел передать актёр в своем чтении? Попробуйте сами прочитать этот диалог, выражая чувства и настроения участниц разговора.

Актер сумел передать доверчивость и простоту царевны, которая видит в нищенке лишь добрую женщину. А мачеху актер смог показать хитрой и коварной. Интонация передает злобные и жестокие намерения царицы.

4. Королевич Елисей трижды обращается к силам природы. Какие чувства, переживания слышим мы в голосе чтеца при каждом обращении?

К Месяцу и Солнцу царевич обращается с тревогой. Он переживает за судьбу любимой девушки. К Ветру Елисей тоже обращается с тревогой и надеждой, поскольку Ветер – последний из тех, кто может помочь ему отыскать царевну.

5. Какими средствами звукописи передаётся радостное, праздничное настроение в традиционно счастливом конце сказки?

В конце сказки мы слышим звон колоколов и свадебный вальс, которые говорят о венчании Елисея и царевны.

Размышляем о прочитанном (страница 116)

  1. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мертвой царевне…», покажите разницу между прозаической и стихотворной речью.

В пушкинской сказке говорится: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил» – это рифмованные строчки. В народной сказке было бы написано: «Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». 

2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мертвой царевне…».

Ритм – это созвучие окончаний стихотворных строк. Пример разного ритма из «Сказки о мертвой царевне…»:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела…

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами…

Во втором отрывке более резкий и быстрый ритм, который соответствует его содержанию.

Проверьте себя (страница 119)

  1. Какие сказки называем мы писательскими, или литературными? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными?

Писательскими или литературными сказками мы называем такие сказки, которые были написаны писателями, а не народом. От народных их отличает язык, которым автор пишет сказку, а также дополненный сюжет. Сближает эти два вида сказок общая идея и мораль.

2. Какие литературные сказки вы читали, и кто их авторы?

Я читал «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о Золотом Петушке», автором которых был А.С. Пушкин.

ЛИТЕРАТУРА. 5 КЛАСС. КОРОВИНА. УЧЕБНИК ОТВЕТЫ

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *