Размышляем о героях литературы Древней Руси (стр. 51-53) Литература Коровина, 5 класс. Ответы

  1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?

Главные герои рассказа: Претич – воевода, отрок-киевлянин – обычный житель города, Святослав – князь Киевский.

2. Как вы понимаете слова ученого, исследователя древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси»? За что мы должны быть благодарными и как это может проявляться (в каких делах поступках)?

Я думаю, что быть благодарными нашей великой матери – Древней Руси, означает помнить уроки из истории нашей родной страны, любить родину и относится к ней и всем ее жителям с уважением, помогать друг другу и вместе защищать её в случае опасности.

3. Д.С. Лихачев говорит, что литература Древней Руси повествовала только о том, что было, существовало в прошлом, что «прошлое должно служить современности». Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока-киевлянина «служить современности»?

 Я думаю, что повествование может служить современности, потому что подвиг отрока-киевлянина – это пример поведения для каждого современного человека. Он показывает то, как должен вести себя патриот в случае угрозы, нависшей над его страной. Ситуация, в которой Святослав оставляет свой город без защиты тоже может иметь место в современной жизни, а потому нужно понять и запомнить урок, преподанный историей об осаде Киева печенегами. 

Обогащаем свою речь (страница 52)

Рекомендации от сайта Гермиона, подписывайтесь на наши каналы:
Копилка полезностей - закрытый канал с книгами, подборками бесплатных ресурсов и онлайн-курсов для развития и обучения. Родителям в помощь – наш канал для родителей.
Английский в IT – базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины – для детей и родителей
Какой сегодня праздник – не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции

  1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.

В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае.

2. О чем говорят первые слова этого повествования?

Первые слова повествования говорят о времени, когда печенеги впервые пришли на Русь и о том, что князь Святослав в это время находился вне города вместе с дружиной.

3. Прочитайте диалоги с отроком. Что для них более характерно (краткость, напевность и т.д.)? Какие еще особенности повествования вы заметили?

Для диалогов с отроком более характерны краткость, лаконичность и сдержанность эмоций. Одна из особенностей повествования – постоянное использование союзов.

4. Как вы понимаете слово «отрок»? Составьте предложение с этим словом.

Отрок – это мальчик в возрасте старше 14 лет.

Князь зашел в терем и увидел отрока, сидящего за столом над книгой.

5. Подберите синонимы к словам: отрок, осада, дружина.

Отрок – юноша; осада – блокада; дружина – войско.

Литература и изобразительное искусство

  1. Рассмотрите репродукцию картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя?

На картине отрок изображен уже практически взрослым мужчиной. Я же представлял себе еще совсем мальчика.

2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?

Художник использовал черные, темно-красные и мутно-белые краски. Они символизируют угрозу, которая нависла над Киевом.

Творческое задание (страница 52)

Напишите небольшое сочинение по картине А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина», используя слова и словосочетания из притчи. – задание в процессе написания, будет позже

Фонохрестоматия (страницы 52-53)

  1. Вы прослушали рассказ о тревожных военных событиях, угрожавших Киеву разорением, жителям погибелью. Но тон повествования спокойный бесстрастный. Ни автор летописи, ни актер, читающий текст, не дают волю чувствам. Как вы думаете почему?

Я думаю, что тон повествования оставался спокойным и бесстрастным, потому что цель этого рассказа – передать сухие факты события, вошедшего в историю Древней Руси, а не вызвать переживания и эмоции слушателя.

2. Но в одном месте спокойно-торжественное повествование все же прерывается призывно-взволнованным обращением к князю Святославу: «Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул…» Как вы думаете, почему именно эти строки актер читает с эмоциональным накалом?

Эти строки актер читает с эмоциональным накалом, потому что в них скрыт упрек князю, оставившему свой город без защиты ради завоевания чужих земель.

3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?

Основная мысль этого произведения – защита родной земли с помощью хитрости, смекалки и ловкости. Также важной темой рассказа является то, что необходимо укреплять и развивать имеющиеся земли, а не завоевывать чужие.

4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.

– Как ты думаешь, почему отрок-киевлянин вызвался спасать свой город?

– Наверное потому, что он любил свою родину и видел возможность ей помочь имеющимися у него способностями – знанием языка печенегов.

– Думаю, да. Но еще, мне кажется, отрок понимал, что ему проще будет незаметно пробраться за городскую стену и пробраться сквозь вражеский стан, оставшись незамеченным.

– Во всяком случае этот отрок – пример для всех нас, как нужно уметь жертвовать собой ради родины.

ЛИТЕРАТУРА. 5 КЛАСС. КОРОВИНА. УЧЕБНИК ОТВЕТЫ

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *