Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Коровина, литература 5 класс 2 часть

По стихотворениям:

  • Бунин «Помню долгий зимний вечер»
  • Рубцов «Родная деревня»
  • Дон Аминадо «Города и годы»
  • Кедрин «Аленушка»
  • Прокофьев «Аленушка»

1. Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о Родине и родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?

Стихи этих поэтов объединяет особенная любовь к Родине, природе, памятным местам. Ничто в жизни не стало для них дороже природы России. Бунин в строчках своего стихотворения говорит, что все плохое останется позади, если закрыть глаза и представить родные места: березы, лес, колосья. Кедрин сравнивает Родину с Аленушкой: она такая же красивая и готова противостоять любой силе. Как и Рубцов, Кедрин ни на что не променяет родные места, потому что нет их дороже. Прокофьев описывает образ Алёнушки через красоту русского пейзажа, а Дон-Аминадо рассказывает, насколько несравнимым является запах России.

2. Постарайтесь зрительно представить картины, которые воссоздаёт И. А. Бунин в стихотворении «Помню долгий зимний вечер…», опишите их устно с использованием лексики стихотворения: долгий зимний вечер, тускло льётся свет лампады, буря плачет, золотые волны ржи, тихий шёпот лета и т. д. Какие художественные средства помогают поэту передать своё настроение?

Когда читаешь стихотворение Ивана Бунина, то видишь небольшой деревянный дом. Внутри него мальчик, который долгий зимний вечер проводит у окна. В доме топится печь, вокруг темно, лишь тускло льется свет лампады. От нее на стенах появляются причудливые тени.  Слышно, как метет за окном, как буря плачет, что сердцу становится тоскливо. Мама, видя грустное настроение мальчика, подходит к нему, кладет руку на плечо и успокаивает. Она просит его ложиться спать, чтобы все его горести утихли. Во сне мальчик увидит другую картину, где слышен тихий шепот лета. Его сердце встрепенется и обрадуется. Будет слышен шорох листвы деревьев, а на своем пути мальчик встретит широкое поле с золотыми волнами ржи. Передать свое настроение Бунину помогают: олицетворения: “буря плачет”, “шумят березы”, многочисленные эпитеты: “тихий”, “невнятный”, “золотые”, метафоры: “шепот леса”, “льется свет”. 

3. Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы) помогают поэтам так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства?

Рассказать о своих чувствах и передать настроение поэтом помогают различные выразительные средства. Например, встречаются: 

  • эпитеты: “ходят медленно и плавно”, “обвеянный мечтами” (Бунин), “нетленная краса”, “Родина неяркая” (Кедрин) “заглохшего пруда”, “золотые обручи” (Прокофьев), “пылкий мальчишка” (Рубцов), “ослепительный Неаполь”, “добрым сыром” (Дон-Аминадо), 
  • сравнения: “царевна Несмеяна”, (Кедрин), “цветет дурман-цветком багульник” (Прокофьев),
  • метафоры: “волны ржи” (Бунин), “вотчина соловья”, “ножичек сапожный заносила” (Кедрин), “мертва вода”, “золотые обручи”, (Прокофьев), “сердце надышалось” (Дон-Аминадо)
  • гипербола: храбрится, едва из пеленок ( Рубцов).

4. Какие мысли и чувства сообщает читателю Дон-Аминадо строфой стихотворения «Города и годы»? (Но один есть в мире запах …Это русский запах снега)

Дон-Аминадо уверяет читателя в том, что запах русского снега ни с чем не сравнится, он один такой, похожего запаха не найти. Этот запах единственный любим поэтом.

5. Как вы думаете, в чём хочет убедить читателя Н. М. Рубцов в стихотворении «Родная деревня»?

Я думаю, Рубцов пытается донести мысль, что в юном возрасте мы стремимся познать мир, считаем, что есть места лучше, чем на Родине. Но когда мы взрослеем, то оказывается, нет ничего ценнее родного дома. Потому что воспоминания и душа человека всегда остаются там, где он вырос, где получил образование и был счастлив.

6. Как связаны в стихотворении Н. М. Рубцова любовь к родной земле и нравственно-душевное взросление человека?

Нравственно-душевное взросление происходит тогда, когда человек осмысливает опыт, полученный в прошлом. Невозможно давать оценку настоящему, пока ты ничего не достиг, также невозможно говорить о том, что в родном краю скучно, а за границей будет интересно. Человек взрослеет, когда начинает ценить простые вещи, любить Родину.

7. Какие картины известных вам художников-пейзажистов вы подобрали бы к каждому из стихотворений?

К стихотворению Рубцова подошел бы пейзаж Исаака Левитана “Вечерний звон”, лирическое произведение Дона-Аминадо у меня ассоциируется с картиной Алексея Саврасова “Грачи прилетели”. К “Аленушке” Прокофьева и Кедрина ярко подходит пейзажи Василия Поленова “Заросший пруд” и картина Виктора Васнецова “Аленушка”. Стихотворение Ивана Бунина дополнил бы пейзаж Ивана Шишкина “Рожь”.

8. Подберите синонимы к поэтическим выражениям. Какие новые оттенки смысла появились в найденных вами словосочетаниях?

  • Долгий зимний вечер — продолжительный вечер,
  • Буря плачет у окна — метель воет,
  • Золотые волны ржи — желтые колосья,
  • Шепот зреющих колосьев — шорох созревающих колосьев. 

Мне кажется, когда подбираешь новые синонимы к поэтическим выражениям, теряется их красочность, они становятся сухими, обыденными.

9. Прочитайте стихотворения Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева, внимательно рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Аленушка». Стихотворения Кедрина и Прокофьева — два разных по содержанию произведения, хотя и близких по настроению. В чем различия и в чем сходство двух стихотворений? Какое из этих стихотворных произведений понравилось вам больше? Почему? Эти стихотворения перекликаются с сюжетом картины Васнецова. Какие строки из стихотворений Кедрина и Прокофьева это подтверждают?

Сходство стихотворений Кедрина и Прокофьева заключается в том, что оба поэта сравнивают природу Родины с Аленушкой. Авторы описывают памятные места с любовью, тоской и нежностью. Если у Прокофьева это заросший пруд, сосны, лесная тропинка, то у Кедрина не только омут пруда, но и поля, где зреет рожь. Кедрин использует более яркие метафоры и эпитеты, например, когда описывает траву, которая цветет несмотря на то, что вода мертва. Он подробно рассказывает о наряде Аленушки, которая сидит на берегу: платье, венок — все это сотворила природа.

Настроение стихотворения Кедрина более эмоциональное, восторженное, о чем говорят восклицательные знаки в конце предложений. Прокофьев пишет с некоторой грустью, мелодичностью, его стихотворение более спокойное. Больше мне нравится стихотворение Кедрина, потому что он описывает Родину как царевну, которая все сможет вынести, несмотря на то, что ее часто подстерегают опасности. В стихотворении Кедрина Родина как настоящая женщина: красивая, сильная, стойкая.  Оба стихотворения перекликаются с картиной Васнецова, что доказывают строчки: “на пеньке у омута лесного песенку Аленушки поешь” (Кедрин). У Прокофьева еще больше сходств: “заглохший пруд”, “цветет багульник у пруда”, “кукует кукушка”, “тропинка ведет к берегу”.

Разбор школьных произведений по литературе

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *