Паустовский «Заячьи лапы» Коровина, литература 5 класс 2 часть

1. Как вы объясните название рассказа?

Название рассказа напрямую связано с событиями, происходящими в нём. Возможно, его можно было бы назвать по-другому, но «Заячьи лапы» гораздо ближе к самой истории, т.к. в ней говорится о спасении зайца и дедушки из пожара, в результате которого у зверька обгорели лапы.

2. От какой беды и как спас деда заяц? В чём перед ним провинился дед?

Весь рассказ построен на одном случае помощи человеку диким животным. Заяц вывел деда из пожара, выскочив у него из-под ног и побежав впереди. Благодаря этому и человек, и лесной житель смогли убежать от огня и остаться в живых. Но дед был виноватым перед своим спасителем: именно в этого зайца он стрелял на охоте, правда, промахнулся и косой смог убежать. Поэтому дедушка хотел помочь ушастому герою, чтобы загладить свою вину перед ним.

3. Как Ларион Малявин отблагодарил зайца?

В знак благодарности за спасение дедушка Ларион решил вылечить бедняге лапы, причём был готов идти в другой город, лишь бы зверька выходили. Он не опустил руки, когда ему отказал в помощи ветеринар в их селе, и пошёл к городскому детскому врачу, который уже три года никого не принимал. Благодаря трогательной рассказанной истории, доктор согласился лечить зайца, и успешно это сделал. Так дед смог загладить вину перед маленьким спасителем.

4. Заяц спас деда Лариона от пожара, а какую роль он сыграл в судьбе внука Вани? Какие черты характера Вани проявились в истории спасения зайца?

Заяц играет в рассказе очень важную роль не только в судьбе спасенного Лариона, но и внука Вани. Забота о беззащитном животном, нуждающемся в хорошем отношении и любви, проявила положительные качества мальчика: он очень добрый и сострадательный, ведь не каждый может жалеть и сочувствовать. Кроме этого, Ваня внимательный и чуткий мальчик, который может проявить самоотверженность.

5. Найдите в тексте рассказа описания жаркого полдня, надвигающейся грозы. Какие силы природы олицетворяются в этих описаниях? Что вы можете сказать об облаках, громе, молниях?

Автор уделяет внимание также и силам природы, которые показаны в рассказе всемогущими и беспощадными, никто не может им противиться: жаркий ветер, не прекращающийся уже две недели и превращающий смолу в янтарь, огромные грозовые облака, гром во время грозы, трясущий землю, и молнии, исподтишка поджигающие всё, что им вздумается.

6. В начале рассказа Ваня разговаривает с ветеринаром и бабкой Анисьей. По тону разговора, по тому, какие слова говорят ветеринар и бабка Анисья, как они обращаются к собеседнику, дайте характеристику этим персонажам.

Сравним двух персонажей, появляющихся в начале рассказа: бабку Анисью и ветеринара. Баба Анисья обращается к мальчику с нежностью и сочувствием, свойственной добрым, незлобивым людям. Она расспрашивает мальчика и старается дать совет, помочь. Можно сделать вывод, что эта старушка хороший человек. Теперь же обратимся к ветеринару. Он является полной её противоположностью. Мужчина кричит на Ваню, ругается, прогоняет прочь и отказывается помогать.

7. Чем вам запомнилась речь аптекаря?

Речь аптекаря немного странная. Он выкрикивает слова и повторяет фразу «это мне нравится!», хотя здесь она совсем не к месту.

8. Почему в диалоге доктора Карла Петровича и деда доктор сердился, а дед волновался и сбивался?

Доктор сердился, потому что давно никого не принимал и тем более не лечил животных, такие посетители были ему не нужны. А дед волновался, так как боялся, что и здесь ему откажут, и он не сможет помочь больному зайцу.

9. Какие чувства, мысли, события дед сумел вложить в своё короткое письмо: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле…»?

В это письмо он вложил всю свою признательность за спасение, чувство вины перед ушастым и желание ему лучшей жизни, ведь заяц — лесной зверь, а жизнь в другом месте была бы для него смертельной мукой.

10. У многих из вас или ваших друзей есть домашние животные.  Может быть, вы стали свидетелями или участниками какого-нибудь происшествия с вашими любимцами. Расскажите или напишите об этом. Чтобы создать даже небольшой рассказ, нужно вспомнить,  что рассказом мы называем прозаическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях.

Ответ здесь

11. Каким одним словом можно заменить описание — «заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену»?

Данное описание можно заменить словом «заплакал», так как именно так ведут себя люди, которые вот-вот заплачут.

12. Подберите синонимы к словам и выражениям:

Печальное — грустное
Бесшумные — беззвучные
Яви милость — смилуйся
Утки зябли – утки мёрзли

13. Найдите в рассказе примеры просторечной лексики.

В данном тексте можно выделить несколько просторечий, таких как: умреть (умереть), выдь (выйди), при сем (при этом), пущай (пускай), сердешные (сердечные), одурел, оголец (озорник). Просторечия используются для придания речи живости и окраски.

14. Какие слова героев рассказа показывают их особое отношение к зайцу («живая душа», «милый» и др.)?

К зайцу обращаются как «спаситель», «милый», «живая душа», что говорит о трепетном отношении к животному. Такие обращения использует Ларион Малявин, в судьбе которого этот зверёк сыграл очень важную роль.

Разбор школьных произведений по литературе

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.