Есенин “Я покинул родимый дом”, “Низкий дом с голубыми ставнями” Коровина, литература 5 класс 2 часть

1. Обратите внимание на удивительно красивое, плавное звучание стихов. Какие звуки преобладают в этом стихотворении? (“Я покинул родимый дом”)

Стихотворение Есенина звучит очень мелодично. Такого эффекта удается достичь благодаря использованию гласных: о, у, а. Они и придают особую нежность строчкам, которые произносятся, как песня. Согласный звук “л” также добавляет напевности и рисует картину разливающейся воды, “р” создает ощущение разыгравшейся бури, монотонности рассказу добавляют звуки “н” и “м”. В последних строках часто повторяется звук “ш”, звучащий, как шум дождя.

2. Каким настроением окрашено стихотворение? (“Я покинул родимый дом”)

Когда читаешь стихотворение, чувствуешь покой, грусть, умиротворение и теплоту, ощущаешь, что автор искренне любит свою малую родину.

3. В каком стихотворении больше светлой безмятежной грусти? В каком — чувства поэта обострены и картина Родины дана без прикрас, со всей её бедностью и неяркостью?

Стихотворение “Я покинул родимый дом” отражает безмятежную грусть Есенина, но она светлая и теплая. В его втором стихотворении “Низкий дом с голубыми ставнями” больше слышна боль и отчаяние. Автор рисует совершенно иную картину: бедности, серости, увядания. Природа описывается уже не с таким упоением, эпитеты добавляют грустные ноты звучания: низкий, сереньких, седых, бедных, тощие, безлистый, кривой.

4. Какое общее чувство объединяет эти два стихотворения?

Несмотря на то, что настроение этих поэтических произведений разное, они объединены единым чувством любви, грусти и тоски по родным местам Есенина. Автор понимает, что его душа навсегда останется там, где стоит его родной дом.

5. Прочитайте вслух оба стихотворения. Услышали ли вы разницу в звучании стихов, в ритме стихотворений? В каком стихотворении ритм более быстрый, подвижный, динамичный? В каком — более медленный, размеренный, неторопливый? Как вы думаете, почему?

В первом стихотворении ритм более быстрый и динамичный. Второе стихотворение медленное и размеренное. В нем слышится тоска автора по дому, по родным местам, поэтому это стихотворение более печальное.

6. Какие пейзажные образы помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми воспоминания о матери и отце в стихотворении «Я покинул родимый дом…»?

«В три звезды березняк над прудом

Почему спам - это сокращение от названия американской тушенки, почему куки - назвали печеньками, а баги - жучками, что значат эти аббревиатуры - FAQ, ISP, E-commerce, SSD, HDD, 404 Error. Вместе изучаем Английский для IT - новые слова, тесты, викторины. Подписаться на телеграмм-канал t.me/Unica_English_IT

теплит матери старой грусть»

– этот пейзаж помогает читателю сформировать образ печальной женщины, которая ждет возвращения своего сына.

«Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде»

– сравнение яблонного цвета с сединой в бороде дает читателю возможность представить отца поэта. Яблони цветут весной, а весна – это время новых надежд и ожиданий. Вот и постаревший отец Есенина ждет возвращения своего сына в родные места.

7. В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной, сказочной, а в каком — более обычной, повседневной, неяркой? Как вы думаете, почему?

В произведении «Я покинул родимый дом…» автор формирует для читателя более возвышенный образ родной природы. В каждой строфе слышатся восхищения красотой пейзажей. Есенин ласково называет Русь голубой, сравнивает старый клен со сторожем родных мест, а отражение луны в воде с золотой лягушкой. Во втором же стихотворении автор создает обыденные унылые образы родины, и именно в этом он видит подлинную её красоту.

8. Отличаются ли чувства поэта к родному краю в этих стихотворениях? Как объясняет поэт свою непроходящую любовь к Родине? Подтвердите свой ответ цитатой из текста стихотворения.

Несмотря на различия в звучании и общем настроении того и другого стихотворений, чувства Есенина к родному краю одинаковы. В обоих произведениях автор говорит о любви к своей стране.

В первом стихотворении чувства автора не выражаются прямо. Есенин передает свои эмоции через восхищение природой и сожаление от того, что он еще не скоро сможет посетить родные места:

«Я не скоро, не скоро вернусь.

Долго петь и звенеть пурге».

А во втором стихотворении поэт прямо говорит о том, что не может не любить свою родину:

«Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть».

9. Обратите внимание на способ рифмовки в четверостишиях стихотворений. В каком из стихотворений выдержан один способ рифмовки, а в каком сочетаются два разных способа рифмовки?

Первое стихотворение построено на перекрестной рифмовке. В первых четырех и в седьмой строфах Есенин тоже использует перекрестную рифмовку, а вот в пятой и шестой рифмовка уже кольцевая.

10. Как вы считаете, почему строки: Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда — в первом четверостишии оказываются первыми, а в завершающем — последними?

В начале и в конце произведения Есенин использует одни и те же строки:

«Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда».

Поэт как бы замыкает круг, подводит читателя к тому, с чего начал данное стихотворение. На этом основана кольцевая композиция стихотворения.

11. Какие стихотворения С. Есенина вы слышали в исполнении актёров? Какие из них вам запомнились? Почему?

Ответ здесь

12. Подготовьте отзыв об актёрском чтении одного из стихотворений С. Есенина.

Ответ здесь

Разбор школьных произведений по литературе

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *