Ая эН (И.Б. Крестьева) “Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом” Коровина, литература 5 класс 2 часть
1. Можно ли назвать этот рассказ сказочным? Согласны ли вы с утверждением, что фантастика в нём совсем не научная? Обоснуйте свой ответ примерами из текста произведения.
Рассказ можно назвать сказочным, потому что в нем происходит чудесное превращение девушки в Снегурочку, а обычного с виду мужчины в Деда Мороза. Фантастика не является научной, потому что все изменения героев происходят стремительно, нет специальных изобретений, которые этому помогают. Например, когда девушка становится Снегурочкой, об этом говорится так: “Взмахнула сканвордом, закинула за спину косу и тихонечко засветилась”. Затем “откуда ни возьмись” на ее голове появился кокошник.
2. По каким словам симпатичной девушки с русой косой внимательный читатель мог догадаться, что она волшебница?
Девушка говорила с капризной Лялькой по-доброму и обещала исполнить любое ее желание, только одно.
3. Какие бытовые доводы мамы мешали Снегурочке исполнить желание Ляльки?
Мама поясняла, что если поедет вместе с дочкой на юг, то лишится работы и не сможет купить мебель для кукол девочке на День рождения. В случае, если дочка поедет на север вместе с мамой, она замерзнет, потому что теплую одежду ей не взяли.
4. Отчего «клетчатая» бабушка «осталась сидеть с выпученными глазами и открытым ртом»?
Бабушка была в шоке от чудесного превращения девушки в Снегурочку, она не ожидала такого.
5. Как вы думаете, почему джинсы на Снегурочке так и не превратились в сказочное нарядное платье?
Это подчеркивает, что Снегурочка всё-таки в жизни обычный человек, который одевается, как все люди.
6. Как выяснилось, что Лялька — девочка добрая, только капризная?
Девочка очень испугалась, что Снегурочка исполнит ее просьбу и заморозит маму. Ей стало стыдно, что она так сказала. Лялька сама призналась, что это были лишь ее капризы.
7. Как папа, который «с детства не верит в Снегурочек» объяснил произошедшее в метро?
Папа сказал, что все произошедшее было гипнозом, а девушка в метро была экстрасенсом.
8. Как вы думаете, можно ли считать «Историю, рассказанную дедом Морозом» самостоятельным произведением, включённым в рассказ? Почему?
История Деда Мороза является самостоятельным рассказом, поскольку в нем есть завязка событий, развитие, кульминация и развязка. К тому же, он звучит, как история, поясняющая происхождение елочных шаров.
9. Подводя итог размышлениям о рассказе писательницы Аи эН, постарайтесь ответить на вопрос, которым заканчивается статья, предваряющая рассказ.
Почему и зачем серьёзный учёный пишет не очень серьёзную и совсем не научную фантастику?
Научная фантастика интересна, познавательна, все в ней имеет доказательство и объяснение. Несерьезная фантастика может включать такие вещи, которым не требуется обоснований. Она происходит как чудо, волшебство. Мир ненаучной фантастики намного интереснее, ярче, красочнее и веселее. Если не верить в чудеса, то жизнь будет скучной. Мне кажется, человек, погруженный в науку, иногда устает от нее, поэтому Аи эН отвлекалась творчеством и веселыми рассказами.
10. Определите лексическое значение глагола «пороть» в словах «клетчатой» бабушки: «А я считаю, что детей надо пороть» и в словах Снегурочки: «Это вышедшие из моды кофточки надо пороть». Это один и тот же глагол или разные?
Лексические значения глагола “пороть” в приведенных примерах разные. В первом случае он означает, что детей нужно наказывать ремнем. Во втором примере девушка имела в виду, что не модные кофты нужно рвать, избавляться от них.
11. «Шёл мимо дождик» — какие значения глагола «шёл» обыгрываются в этой фразе?
Здесь, с одной стороны, применяется общая фраза “шел дождь”, обозначается погодное явление. С другой стороны, слово мимо добавляет явлению оживленности, как будто у дождичка есть ноги, и он проходит мимо.
12. Писатели иногда используют приём включения в рассказ, в своё повествование ещё одного произведения с завершённым сюжетом. Чаще всего это воспоминания одного из персонажей, рассказ о каком-то событии, свидетелем которого был этот персонаж. В прочитанном вами произведении Аи эН это история, рассказанная дедом Морозом. Попробуйте написать собственный рассказ о каком-либо событии, применив композиционный приём «рассказ в рассказе». Это может быть история о том, как вы пригласили в класс интересного человека, как вы готовились к этой встрече, какое впечатление произвело на вас выступление гостя. А само выступление гостя, кратко изложенное от его имени, может стать примером рассказа в рассказе.