Сочинение ОГЭ 9.1 «Для монолога-рассуждения типичны синтаксические построения..» (Солганик)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Григория Яковлевича Солганика: «Для монолога-рассуждения типичны синтаксические построения, содержащие вопросительные предложения, разнообразные конструкции, передающие логическую связь явлений: причинно-следственные, условные, уступительные, изъяснительные». По тексту Платонова А.П. (Шумели листья на дереве..)
Образец сочинения ОГЭ 9.1
Монолог-рассуждение позволяет писателям дать подробную характеристику персонажа, передать его образ мышления. Этому способствуют синтаксические конструкции с различными типами связи, вопросительные и восклицательные предложения.
Сложно представить художественное произведение без четкой логической последовательности изложения. Она достигается при помощи сложноподчиненных предложений, в которых используются причинно-следственные, изъяснительные, временные, условные виды связи.
А.П. Платонов подтверждает высказывание лингвиста Г.Я. Солганика, используя в тексте «Шумели листья на дереве…» большое разнообразие синтаксических конструкций.
Мы встречаем множество повторяющихся вопросов: «Ты кто?», «Что ты мне говоришь?». Автор хочет подчеркнуть любознательность мальчика, его стремление познать окружающий мир.
Сложноподчиненное предложение «И он пустил жука в воздух, чтобы тот улетел по своему делу» свидетельствует о доброте Егора, его трепетном отношении ко всему живому.
А.П. Платонов передает мысли главного героя Егора, описывая его размышления предложениями с однородными сказуемыми «Наверно, кто-нибудь идёт по пустой дороге и не боится ничего». Автор также использует сложноподчиненное предложение с деепричастным оборотом: «Егор прислушался, привстал с постели, думая о том, что сейчас делается в тёмном поле и кто там идёт один с котомкой хлеба в дальнюю дорогу».
В тексте встречаются бессоюзные предложения с причинной связью, когда А.П. Платонов описывает размышления и опасения мальчика, вышедшего ночью на улицу. Читатель понимает, что Егор пытается успокоить себя и преодолеть свой страх.
Таким образом, монолог-рассуждение, действительно, характеризуется многообразием синтаксических конструкций с различными типами связями для более полной передачи эмоций и мыслей персонажей.
Коллекция сочинений ОГЭ 9.1 здесь
Коллекция сочинений ОГЭ 9.3 здесь