Погорельский А. “Черная курица, или Подземные жители” (стр. 148-149) Литература Коровина, 5 класс. Ответы
Размышляем о прочитанном (страницы 148-149)
- Понравилась ли вам сказка? Увлекли ли вас события, происходившие с Алешей? Менялось ли ваше отношение к герою сказки по ходу чтения? Почему?
Мне понравилась прочитанная мной сказка. Меня увлекли события, которые происходили с Алешей.
По ходу чтения мое отношение к Алеше менялось и определялось его поведением. В самом начале Алеша мне нравился, вызвал симпатию, мне даже было жаль его. В тот момент, когда Алеша начал сильно гордиться, он стал вызвать у меня негативные эмоции. Мне было грустно читать о его поведении. Но позднее, когда Алеша заболел и перестал гордиться, он снова стал мне симпатичен.
2. Перечитайте описание Петербурга и дома, в котором располагался пансион. Как вы думаете могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке? Если нет, то почему?
В народных сказках таких детальных описаний не может быть. Основная цель народной сказки – интересно и красочно описать какое-то поучительно событие. Рассказчик, как правило, не вдавался в детали, а лишь завлекал слушателя с помощью изменения интонации, ритма, темпа.
В авторских сказках писатель как бы создает свой мир, а потому сам прорабатывает мелкие детали, чтобы полнее погрузить читателя в повествование.
3. Почему Алёша «пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор»? Что он хотел увидеть? Чего ожидал? Почему его разочаровал приезд директора?
Алеша «пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор», потому что думал, что эти дырочки были сделаны специально для него волшебницей, которая принесет ему игрушку или даже письмо от родных.
4. Как Алёша спас Чернушку? Перескажите эпизод спасения от лица Алёши, передавая те чувства, которые он переживал.
Алеша выкупил Чернушку у кухарки, которая хотела её зарубить.
Я кормил курочек и вдруг увидел кухарку Трину, которая вышла во двор. В её руке был огромный нож, которым она резала кур и петухов. Я очень испугался, потому что знал, что сейчас она зарежет одну из курочек.
Я вскочил и начал отгонять курочек, чтобы они разбежались, а потом убежал и сам. Кухарка что-то кричала мне вслед, а я все бежал и бежал. В тот момент я подумал, что не смог бы смотреть на то, как Трина ловит курицу и несет ее на кухню. В горле у меня стоял ком – я был готов вот-вот разрыдаться.
Вдруг я услышал голос Чернушки. Она громко кричала – это был крик ужаса. Тогда я понял, что кухарка схватила ее. Я тут же развернулся и побежал к Трине, запрыгнул ей на шею. Кухарка начала громко и страшно ругаться. Тогда я дал ей империал – все, что у меня было. Чернушка в этот момент вырвалась из рук кухарки и, громко кудахча, понеслась прочь.
В тот момент я нисколько не огорчился тому, что мне пришлось отдать Трине все свои деньги, потому что я выкупил у нее своего друга, спас Чернушку от смерти.
5. Как менялся характер Алёши после того, как король вручил ему конопляное семечко? Расскажите об этом подробно от лица одного из одноклассников Алёши.
После того, как король вручил Алеше конопляное семечко, его характер заметно испортился. Он стал заносчивым, считал себя умнее всех остальных.
Мы с Алешей знакомы давно. Он всегда был добрым и отзывчивым мальчиком. К нему можно было смело обратиться за помощью. За это его любили все ребята.
И вдруг его характер резко изменился. Алеша вдруг стал вести себя так, будто он самый умный из нас. Он начал грубить и важничать перед ребятами. Я больше не мог с ним общаться, да и другие ребята отвернулись от него.
Тогда Алеша сделался страшным вруном. Он постоянно придумывал всякие небылицы, за что его наказал учитель. Но теперь никто не жалел Алешу.
Потом Алеша заболел, а когда выздоровел – снова стал таким, каким был всегда: скромным, отзывчивым и добрым. Его отношения с ребятами постепенно начали восстанавливаться.
6. Почему Алёша стыдился рассказывать кому-либо о том, что с ним произошло?
Алеша стыдился рассказывать о том, что с ним произошло, потому что у него была совесть – ему просто было стыдно за то, как он себя повел.
7. Похож ли Алёша на героя русских народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
Алеша не похож на героя народных сказок, потому что в народных сказках все персонажи делятся на положительных и отрицательных. Алешу нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным героем. Его действия не так примитивны, как действия героев народных сказок – поведение Алеши изменяется. Таких героев в народных сказках не бывает.
Обогащаем свою речь (страница 149)
Объясните слова, подберите к ним синонимы, составьте с ними предложения:
Суровый – строгий. Директор школы был суровым и жестким человеком.
Дряхлый – слабый, очень старый. В библиотеке было много дряхлых книг.
Отдалённый – находящийся далеко. На горизонте виднелся отдаленный корабль.
Неведомый – неизученный. Он отправился неведомо куда.
Невиданный – неизвестный. В дороге нам встретились невиданные раньше звери.
Грозный – страшный, злой. Отец грозно крикнул на меня.
Тужить – грустить. Как только он услышал, что случилось с его собакой, он сильно затужил.
Снарядился – собрался. Мой брат собрался в дорогу.
Желанный – ожидаемый. Это был самый желанный подарок.
Трезвонить – болтать. Маленький Ваня трезвонил обо всем подряд.
Перечить – прекословить. Никогда не перечь старшим.
Потешить – насмешить. Клоун потешил публику смешным выступлением.
Печальный – грустный. Я сидел на скамейке и печально смотрел на последний летний закат.
- Найдите в сказке Погорельского слова, которые редко используются в современной речи.
Тогдашний, дортуары, письмецо, особливо, горестию, кисейные, нежели.