Саша Черный “Кавказский пленник”, “Игорь Робинзон” Коровина, литература 5 класс 2 часть
1. Вы прочитали рассказ Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”, обсудили его содержание. Саша Чёрный рассказывает о впечатлениях детей, самостоятельно прочитавших этот рассказ и решивших воспроизвести его в своей игре. Какими героями в этой игре хотели бы вы быть? Почему дети не хотели быть Костылиным? Понравилась ли вам эта детская игра? Какой она вам показалась — весёлой, смешной, наивной?
В игре по рассказу Толстого «Кавказский пленник» я бы хотел быть Жилиным, потому что он настоящий герой. Жилин олицетворяет собой храбрость и непокорность врагу. Он настоящий русский офицер. Благодаря таким, как Жилин, российская армия всегда оставалась непобедимой.
Никто из детей не хотел быть Костылиным, потому что он проявил трусость и бросил товарища в беде. Жилин и Костылин встретили в ущелье засаду. У офицеров с собой было ружье, которое вез Костылин. Он оставил Жилина с одной только шашкой, а сам попытался сбежать. Дети не хотели подражать трусости и малодушию Костылина, а потому никто не хотел брать на себя его роль в игре.
Мне понравилась эта игра. Я считаю, что она была довольно веселой.
2. Ещё одна история, придуманная Сашей Чёрным, — про Игоря-Робинзона. Что в ней интересного, забавного? Что вам понравилось, а что показалось неинтересным?
В рассказе «Игорь-Робинзон» самым интересным мне показалось то, что мальчик очутился совсем один на острове. Забавно было то, как он туда попал. По своей невнимательности Игорь забыл привязать лодку, а потому ему пришлось сидеть на острове, пока его не спасут. Больше всего мне понравился поступок пуделя Цезаря. Пудель оказался настолько умным, что догадался донести записку Игоря садовнику. А когда садовник не придал записке значения, Цезарь не успокоился и все-таки привел хозяина на берег.
3. Придумайте одну или несколько игр, используя сюжеты прочитанных вами произведений. Роль какого литературного героя вы хотели бы исполнить в такой игре?
Не так давно я прочитал рассказ «Васюткино озеро». По сюжету рассказа можно сыграть в заблудившегося мальчика, который не только смог найти дорогу домой, но и открыть озеро, которое до него никому не было известно. В этой игре я бы хотел исполнить роль самого Васютки.
4. Анализируя юмористическое произведение, подумайте: за счёт чего фразы становятся смешными? Как их надо произнести?
«В кабинете на письменном столе сидел рыжий котёнок и, удивлённо прислушиваясь, потрагивал лапкой басовую струну мандолины» – в этой фразе забавно то, что котенок открывает для себя новый звук, который сам же и производит с помощью мандолины. Произносить это предложение нужно небыстро, делая акценты на словосочетаниях «удивленно прислушиваясь» и «потрагивал лапкой басовую струну мандолины».
«Чужеземный фикус подымал свежевымытые листья к окну, заглядывал в сад: «какая у них тут в Петербурге весна?»» – эта фраза становится смешной за счет сравнения фикуса с иностранцем. Это предложение надо произнести не торопясь, как бы подчеркивая удивление и важность фикуса. «Сбоку дремал дубовый буфет» – эта фраза становится смешной за счет сравнения предмета мебели с неповоротливым тучным человеком. Произносить это предложение нужно как бы невзначай, для общего описания обстановки.
5. Какие литературные средства и приёмы помогают сделать произведения юмористическими (сравнения, эпитеты, особые ситуации)? Приведите примеры.
Оба этих рассказа становятся смешными за счет сравнений. Например, в рассказе «Кавказский пленник» Мишку и Тузика сравнивают с пленниками. При этом оба они оказываются довольны своей ролью: «Пленники вели себя очень странно. Хоть бы попытались удрать что ли…». Рассказ «Игорь-Робинзон» становится смешным за счет иллюстрации автором особых ситуаций. «Игорь заглянул на кухню, выпросил у кухарки кусок теста, вылепил из него бюст Гоголя и поставил на скамейку сохнуть на солнце. Но пришел индюк, выругался на своем индюшачьем языке, клюнул Игоря в кушак, а Гоголя съел».
Разбор школьных произведений по литературе