Твардовский “Рассказ танкиста” Коровина, литература 5 класс 2 часть

1. Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

Рассказчик не может себе простить того, что лицо мальчика он запомнил и узнает теперь среди тысячи, а имя его не спросил. Мальчишка совершил настоящий подвиг, это не случайный его поступок. Он выследил вражескую пушку, под пулями пробрался к русским солдатам, и так же под пулями был готов провести их и показать немецкую засаду. Рискуя жизнью, мальчик принимал участие в войне наравне со взрослыми.

2. В рассказе «Весной 1942 года» А. Т. Твардовский вспоминает о тех впечатлениях, которые произвела на него война… Расскажите, какой показана война в воспоминаниях А. Твардовского о войне и в стихотворении «Рассказ танкиста».

Самое главное слово, которое описывает Твардовский войну и повторяет не раз – это страшная. Страшно, что вся страна в огне, куда ни глянь. Страшно, что от нее не сбежать и не укрыться. Страшно, что война не выбирает – детей, стариков, женщин – не щадит никого. Война – это чернота, страх, огонь…

3. Что изображено на картине Ю. Непринцева? Как это можно соотнести со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста»?

Ю. Непринцев изображает солдат. Мы как будто видим фрагмент картины, как мимо тебя проходит полк воинов. Художник, как и Твардовский, видит войну в черноте, где нет ни неба, ни земли. Это кусочек прифронтовой полосы, и не важно, где шли солдаты – под Москвой, в Белоруссии, или по Кубани. Они идут от села к селу, от города к городу, от сражения к сражению… Солдаты устали, но их не остановить и не сломить, они идут все дальше и дальше, пока не одержат окончательную победу…

4. Вспомните стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». В нём тоже был рассказ о войне, о сражении. Похожи ли рассказчики в этих стихотворениях? Каким характером наделяет актёр своего танкиста? Каким вы его представляете себе: молодым, средних лет, весёлым, задорным, подвижным или степенным, неторопливым, основательным?

Мне кажется, что рассказчики у Лермонтова и Твардовского совсем не похожи друг на друга. У героя Твардовского совсем нет пафоса. Чувствуется, что он давно на войне, много повидал и со многим уже успел свыкнуться. Мы не знаем, сколько ему лет, может, он совсем еще молод по годам, но на войне взрослеют быстро. Речь его спокойна, уверенна, он не боится опасности, но и напрасно геройствовать не будет.

5. Как вы думаете, почему поэт в конце стихотворения вновь напоминает нам, что подвиг юного героя остался безымянным, имя парнишки так и осталось неизвестным?

Видимо, это основная мысль стихотворения А.Т. Твардовского, что парнишка так и остался в его памяти безымянным. Он повторяет это в начале и в конце, показывая, что восхищен его подвигом. И в то же время, понимает, сколько еще таких ребят сражалось в те годы наравне со взрослыми… Мы так и не узнаем, ни кто они, ни сколько их было.

6. Что изображено на картине Ю. Непринцева? Как это можно соотнести со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста»? Подготовьте устное сочинение по картине.

Рекомендации от сайта Гермиона, подписывайтесь на наши каналы:
Копилка полезностей - закрытый канал с книгами, подборками бесплатных ресурсов и онлайн-курсов для развития и обучения. Родителям в помощь – наш канал для родителей.
Английский в IT – базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины – для детей и родителей
Какой сегодня праздник – не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции

Готовое сочинение здесь

7. Как вы понимаете следующие строки, выражения?

“…все нынче, как спросонку…” – как в тумане, нечетко, не сразу понимаешь, что и где происходит.

“…бедовый, из тех, что главарями у детей…” – не знает страха, готов рисковать, не раздумывая, чем это обернется в итоге.

“…а он гвоздит, не выглянуть из башен…” – стреляет так часто, как будто гвозди забивает, что боишься вылезти из танка и посмотреть, что вокруг делается.

“…за каким домишкой он примостился…” – где враг спрятался.

“…заходим в тыл и полный газ даем и эту пушку, заодно с расчетом, мы вмяли в рыхлый черный чернозем” – зашли со спины противника и разбили полностью отряд противника, и само орудие, и тех , кто стрелял из него.

8. Расскажите о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение А. Т. Твардовского, используя слова и словосочетания из него.

Меня взволновало это стихотворение. Я считаю, что дети не должны знать войны, не должны быть ни ее героями, ни ее жертвами. Как говорила одна писательница, “у войны недетское лицо”. Но иногда наступают такие времена, что дети становятся взрослыми и стремятся воевать наравне со всеми. Они не ищут наград, не ждут орденов, они просто делают то, что считают нужным сейчас. От этого на душе становится горько и очень жаль этих бедовых мальчишек, многие из которых так и не дожили до Победы.

9. Поговорите с вашими родственниками о любимых ими стихотворениях, песнях, частушках времён Великой Отечественной войны. Как вы думаете, почему песни военных лет остаются популярными и в мирное время?

Многие песни военных лет мы знаем наизусть и с удовольствием поем до сих пор, хотя войны не знали. Я думаю потому, что писали их обычные люди простыми понятными словами. Их ритм отзывается в сердце каждого человека. До сих пор, когда их слышишь, переживаешь и общий подъем, и общую грусть и печаль. Такие песни не пишутся по заказу, а только от сердца.

Разбор школьных произведений по литературе

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *