Сочинение ЕГЭ по тексту Гранина (С годами меня все чаще тянет к пушкинским стихам..)
Начало текста
(1) С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. (2)И к Пушкину как к человеку. (3)Чем больше вникаешь в подробности его жизни, тем радостней становится от удивительного душевного здоровья, цельности его натуры.
(4) Вот, очевидно, почему меня так задел один давний разговор, случайный летний разговор на берегу моря.
Образец сочинения ЕГЭ по русскому языку по тексту Гранина о гении
Гранин Д.А. размышляет о маленькой трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Что движет композитором Сальери, отравившем гениального Моцарта? Зависть? Злодейство? Безнравственность? Давайте разберемся, потому что писатель задается проблемой, которая волновала человечество во все времена: «Совместимы ли гений и злодейство?»
Во-первых, Д.А.Гранин разграничивает гениальное научное открытие или художественное достижение от его творца. Автор утверждает, что изобретение может быть гениальным, но его создателя не всегда можно назвать настоящим гением. Музыка Моцарта черпает свою силу из душевных глубин композитора, а Сальери учится у других талантливых композиторов, оттачивая свое мастерство. Он упорно трудится, стараясь создать шедевр. Это доказывают слова Д.А.Гранина: «Способность творить ему не была дана — он добывал её, вырабатывал…». Как утверждает автор: «Гений Моцарта исключителен: он весь не труд, а озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно, без усилия изливается абсолютным совершенством. Моцарт наиболее чисто олицетворяет тот дар, который ненавистен Сальери». Д.А.Гранин противопоставляет природу их таланта. Далее писатель задается вопросами: «Способен ли гений на злодейство? Что им движет в таком случае?» Он сам отвечает: «Да, гений не всегда отличается высокой нравственностью, к сожалению» Зависть ли побуждает его совершить злодеяние? Это слишком простой ответ. Скорее всего, причина кроется в восстании разума и расчете. Автор противопоставляет эти примеры и приходит к выводу, что гений и злодейство несовместимы.
Позиция Д.А.Гранина логична и понятна. Он считает, что до того момента, как Сальери поднес кубок с ядом Моцарту, они были равноправными сыновьями гармонии, но злодейство исключило Сальери из рядов гениальных творцов.
Я полагаю, что каждый гениальный человек должен осознавать ответственность за свои изобретения и творения. Неважно, физик ли ты или писатель. Ведь каждый шедевр несет свои последствия, влияя на умы и поведение человечества.
В качестве яркого примера, демонстрирующего, что гений и злодейство несовместимы, я бы привела Альберта Эйнштейна. Выведенная им формула E = mc2, которую мы изучали на уроках физики, натолкнула других ученых на мысль, что даже крошечные количества вещества потенциально обладают колоссальным количеством энергии. Это послужило толчком для возможности расщепления атома и создания атомной бомбы. Однако, великий ученый, осознав, что его открытие может нанести непоправимый урон человечеству, начал бить тревогу. Гитлер, применивший санкции против евреев, вынудил великого физика встать на сторону Америки. Он хотел, чтобы сильнейшая держава смогла остановить геноцид фашистской Германии. Эйнштейн написал письмо Франклину Рузвельту, обещая свою помощь в разработке ядерного оружия. Возможно, побуждения у великого ученого были благородными, но все мы знаем, что случилось с Хиросимой и Нагасаки.
Таким образом, гений и злодейство несовместимы. Важно, чтобы каждый талантливый человек имел нравственное начало, ибо он несет ответственность за свои достижения.