Пушкин А.С. «19 октября (Роняет лес багряный свой убор)» Анализ стихотворения

Краткий анализ

Тема – настоящая дружба, воспоминания о годах, проведенных в лицее, неизбежность времени.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрёстной и кольцевой рифмовкой.

Жанр – дружеское послание.

А.С.Пушкин написал стихотворение «19 октября» в 1825 году. При прочтении замечательного, искреннего произведения многие задаются вопросами: «Что означает дата 19 октября? Чем она знаменательна? Какую роль играет в жизни великого поэта?» Именно в этот день, 19 октября, был основан Царскосельский Лицей, в котором будущий классик русской литературы, которого также называют «Солнце русской поэзии», провел свои лучшие молодые годы. В лицее Пушкин обрел настоящих друзей, которые стали ему родными и поддерживали его на протяжении всей жизни. Юношей объединяли не только долгие годы совместной учебы, но и единство взглядов, интересов, первые творческие опыты, задушевные разговоры. Каждый год лицеисты приезжали в родную «альма матер» на встречу выпускников. К сожалению, А.С.Пушкин в это время находился в ссылке в Михайловском и не смог присоединиться к друзьям юности. Он написал стихотворение «19 октября» и отправил его в Царскосельский лицей, чтобы показать, что душою он находится со своими друзьями.

Композиция стихотворения Пушкина “19 октября”

Стихотворение состоит из 19 октав (восьмистиший). Согласитесь, что не случайно при написании стихотворения Пушкин выбрал именно это количество строк и строф, желая подчеркнуть, что 19 октября – дата, имеющая огромное значение в его жизни.

Композиция кольцевая. Лирический герой, он же автор, в начале стихотворения говорит о том, что отмечает праздник в одиночку, вдали от товарищей. В конце он возвращается к этой же картине. Последнее торжество будет праздновать последний оставшийся в живых лицеист так же в одиночку. Все возвращается на круги своя.

В стихотворении можно выделить 6 логических частей:

  1. описание душевного состояния и настроения лирического героя,
  2. обращение к друзьям-лицеистам,
  3. личное обращение к некоторым близким товарищам (Корсаков, Матюшкин, Пущин, Горчаков, Дельвиг, Кюхельбекер), их краткие, но меткие характеристики,
  4. прославление лицейского братства,
  5. раздумья о будущем,
  6. обращение к последнему живому лицеисту.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрёстной и кольцевой рифмовкой.

Средства выразительности в стихотворении Пушкина “19 октября”

А.С.Пушкин использует многочисленные стилистические приемы, чтобы передать читателям авторские чувства и настроение, выразить основную идею стихотворения:

  • эпитеты: «багряный убор», «увянувшее поле», «отрадное похмелье», «горьких мук», «привет унылый», «в краю чужом», «вечный лед», «союз неразделим и вечен», «день печальный», «дивное волненье»;
  • метафоры: «убор леса», «пустынная келья», «с огнем в очах», «дух песен», «сети судьбы», «фортуны блеск», «сердечный жар» и др.;
  • олицетворение: «роняет лес», «проглянет день и скроется», «дни бегут»;
  • сравнения: «он как душа неразделим и вечен», «для всех чужой, как сирота бездомный»;
  • аллитерация: повторяющиеся согласные звуки [з], [с] в строках:

«Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой…»

Главная мысль стихотворения Пушкина “19 октября”

Настоящая дружба безгранична. Ее не смогут сломать ни расстояния, ни сложности, ни сомнения, ни время.

Мое отношение к стихотворению Пушкина “19 октября”

Стихотворение «19 октября» вызвало у меня неоднозначные эмоции. Подлинная дружба, которую обрел А.С.Пушкин в лицее, достойна восхищения. С другой стороны, в произведении ощущается грусть, тоска, безнадежность. Почему, если отношения лицеистов были самыми близкими, искренними и доверительными?  Возможно, поэт  видел, что судьба его друзей складывается трагически. Некоторые из них уходили, и это не могло не удручать Пушкина.

Честно говоря, я завидую автору, потому что он познал, что значит настоящая дружба, верность, самоотверженность, преданность, близость интересов и мыслей, вера и честь. Не каждому человеку дано испытать эти эмоции. Лицейская дружба оказала огромное влияние на воспитание характера Пушкина и все его творчество.

Анализ других стихотворений Пушкина

Анализ стихотворений других поэтов

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *