Платонов “Никита” Коровина, литература 5 класс 2 часть

1. Какие события — реальные или фантастические — происходят в этом произведении А. П. Платонова?

Реальной в произведении является работа, на которую приходится уходить матери. Все действия происходят во время войны, отец мальчика находится на фронте. Фантастическими являются разговоры, мимика и движения, которые видит мальчик в неодушевленных предметах.

2.  Как объяснить то, что фантазии приходили к Никите, когда уходила мама?

Никита оставался один и начинал бояться. Из-за страха ему казалось, что все вокруг живое и зловещее.

3. Почему Никита старался превратить в людей неодушевлённые предметы?

Я думаю, мальчик превращал всех в людей, потому что ему не хватало общения. Ему было одиноко дома, но поскольку он боялся быть один, эти “люди” казались ему страшными и опасными.

4. Что проявилось в характере Никиты, какие черты преобладали — доброта, сердечность, злоба, сострадание? Подтвердите свой ответ цитатами из текста рассказа.

Никита рос добрым мальчиком. Он думал, что в земляных норах живут змеи, которые ночью могут ужалить мать, и она умрет. Чтобы они не трогали маму, мальчик принес им хлеб:

— Змеи, ешьте, а к нам ночью не ходите!

В нем также преобладала сердечность. Он видел в солнце доброго и улыбающегося дедушку. Он сказал ему:

Рекомендации от сайта Гермиона, подписывайтесь на наши каналы:
Копилка полезностей - закрытый канал с книгами, подборками бесплатных ресурсов и онлайн-курсов для развития и обучения. Родителям в помощь – наш канал для родителей.
Английский в IT – базовый технический английский, термины и определения, тесты, викторины – для детей и родителей
Какой сегодня праздник – не забудь поздравить знакомых с их профессиональными праздниками, православный и народный календарь, приметы и традиции

— Дедушка, ты там где живешь? Живи там, а я тут буду, я с мамой.

Он сострадал пню, который разрубил отец, сказав:

— А тебя не было, он слова говорил, он был живой.

5. Почему строения, растения, животные казались Никите тайными людьми?

Все предметы казались Никите людьми, потому что ему хотелось, чтобы все вокруг было живым.

6. Какие из предметов казались Никите добрыми, какие — злыми?  Почему?

Добрым было все, что Никита делал сам или то, что не представляло для него опасности: выправленный гвоздь, солнце-дедушка. Злым казались все старые предметы: бочка, ветхая баня, трухлявый пень.

7. Почему Никита зовёт дедушку-солнце опять к ним жить?

Никита просит вернуться дедушку, потому что солнце заходит за тучу. Мальчику становится страшно, ему вокруг мерещатся чужие люди.

8. Отец верил, что Никита останется добрым на весь долгий век. Почему он так думал?

Отец верил, что Никита вырастет добрым, потому что видел, как мальчик с душой относится ко всему, что его окружает.

9. Подготовьте подробный рассказ о главном герое

Ответ здесь

10. Объясните значение следующих словосочетаний из текста рассказа:

  • Живи смирно один — оставайся дома один, веди себя примерно, не балуйся и никого не бойся.
  • На небе светило доброе солнце — солнце, в котором мальчик видел дедушку, словно улыбалось ему. Благодаря солнцу мальчик не боялся.
  • Тайные жители — воображаемые существа, придуманные мальчиком, которых видит только он.
  • Век вековать — жить очень долго.
  • Трудом сработал — сделал с душой, постарался, выполнил сам.

11. Как объяснил отец желание Никиты всех «сделать живыми»?

Папа на слова мальчика, что пень был живой, сказал, что это мальчик стремится всех сделать живыми. Никита делал это потому, что у него было доброе сердце. Такое, что даже камень для него имел душу, умершая бабушка жила на луне, а дедушка был солнцем

12. Что значат слова героя: «Давай всё трудом работать, и все живые будут»? Во что верил отец?

Мальчик считал, что когда что-либо делаешь с усердием, трудолюбием и искренностью, то отдаешь этому часть себя. Вещи, сделанные честным трудом, словно наделялись душою, становились живыми. Папа мальчика верил, что сын будет добрым до конца своей жизни.

13.  Какой фрагмент рассказа изображён на иллюстрации? Так ли вы представляли себе этот эпизод? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

На иллюстрации изображен момент, когда папа Никиты решил расколоть на дрова трухлявый пень. Мальчик с интересом смотрит, как голова пня постепенно превращается в труху, а его прах поднимается вверх. Несколькими ударами отец не оставляет от пня ни частички. Мальчик верит, что это папа лишил пня-голову жизни. Я представляла себе пень меньшим по размеру, чем изобразил художник. На иллюстрации он выглядит огромным по сравнению с мальчиком, наверное, поэтому он так его боялся. Огромная голова наводила на ребенка страх, он думал, что под ней скрывается такое же огромное туловище.

Разбор школьных произведений по литературе

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *