Некрасов Н.А. “Школьник” Анализ стихотворения
Краткий анализ
Тема – важность образования, труда на благо Отчизны, социальное неравенство, выражающееся в низком уровне образованности низших слоев по сравнению с высшими.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворение «Школьник» было написано Н.А.Некрасовым в 1856 году и опубликовано в журнале «Библиотека для чтения» в том же году. В произведении поэт поднимает важную проблему несправедливости классового разделения. Он говорит о том, что достойное образование должен получить каждый ребенок независимо от своего социального статуса. Это очень важно для развития России как державы, ведь образованный человек может принести большую пользу родной стране.
Композиция стихотворения Некрасова “Школьник”
Произведение состоит из десяти катренов, написанных четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой строк по схеме АВАВ. Стихотворение представляет собой монолог лирического героя, который встретил бедного крестьянского мальчика, отправлявшегося в школу. Отец ребенка экономил каждую копейку, чтобы дать образование сыну. Условно в стихотворении можно выделить три смысловые части. В первых двух строфах описывается встреча лирического героя с босым, грязным, плохо одетым мальчиком, идущим в школу. Во второй части, представленной следующими пятью строфами, рассказчик делится своими размышлениями о том, что мальчик может получить хорошее образование и принести пользу своей стране. В последних строфах Некрасов утверждает, что Россия богата умными и талантливыми людьми, но гнет крепостничества не дает им вырваться на свободу.
Средства выразительности в стихотворении Некрасова “Школьник”
Некрасов выражает основную мысль стихотворения, собственные чувства, создает яркие образы при помощи таких стилистических троп, как:
- эпитеты: «добрая душа», «родная Русь», «последний грош»;
- метафора: «невеселая дорога»;
- антитеза: Некрасов противопоставляет людей «добрых, сильно любящих душой» – «тупым, напыщенным собой»;
- синтаксические средства выразительности, такие как восклицательные и вопросительные знаки передают эмоциональное настроение поэта.
Главная мысль стихотворения Некрасова “Школьник”
Образование должно быть доступно каждому человеку. Знания даруют огромные возможности. Люди, обладающие ими, могут принести своей стране большую пользу.
Мое отношение к стихотворению Некрасова “Школьник”
Стихотворение «Школьник» впечатлило меня яркими образами, живым и метафоричным языком, динамичным ритмом, правдивостью.
Я полностью согласна с автором, утверждавшим, что образование очень важно не только для личностного развития человека, но и будущего целой страны. Некрасов упоминает «архангельского мужика», подразумевая великого русского ученого М.В.Ломоносова, отправившегося учиться в Москву из глубокой архангельской деревушки. Все мы знаем, какой огромный вклад он внес в науку нашей страны.