Маршак “Двенадцать месяцев” Коровина, литература 5 класс 2 часть
1. Кто герои этой сказки? Напоминают ли они героев народных сказок? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные? Обоснуйте свой ответ.
Героями пьесы-сказки “Двенадцать месяцев” являются Падчерица, Старуха, Дочка, Солдат, Королева, Профессор и 12 месяцев. Многие герои произведения напоминают персонажей народных сказок, например, Падчерица и ее мачеха (Старуха). Мачеха всегда относится к не родной дочке плохо, заставляет ее работать, посылает в лес (в сказке “Морозко”). Нередко героем народных произведений выступает и королева, но чаще всего она упоминается не как главный персонаж. В народных сказках встречается образ солдата (“Каша из топора”). В данном произведении литературными героями являются Профессор, который учит Королеву, а также все 12 месяцев.
2. Расскажите о каждом из героев этой сказки отдельно. Например: каков характер Королевы и какие приёмы использует автор, описывая её поведение?
3. Какие разговоры (диалоги) действующих лиц вам показались смешными? Почему?
Одними из смешных кажутся диалоги между Старухой и Дочкой, которые сваливают вину друг на друга, когда Королева просит их отдать кольцо Падчерице. С юмором описывается диалог Королевы и Гофмейстерины. Девочка постоянно подшучивает над старой дамой, указывая ей на возраст и излишнюю эмоциональность.
Забавно общаются друг с другом животные. Так, старый ворон постоянно вводит заблуждение волка, который пытается выследить жертву. В итоге хищник остается ни с чем. С юмором описывает автор глупость Королевы, которая спорит со старым и мудрым Профессором. Девочка считает, что любым своим указом может изменить привычные вещи: поменять месяцы в календаре, ускорить приход весны и т.д.
4. С. Я. Маршак писал о сказке: «В хорошей сказке не меньше жизненной правды, чем во всякой другой — хорошей — повести, пьесе или поэме». И ещё: «Чем больше вымысла в сказке, тем достовернее должна быть её основа — характеры действующих лиц, их побуждения и поступки. Если в сказке будет всё сплошь неправдоподобно, вас не удивят в ней самые сногсшибательные чудеса и волшебные превращения».
Что в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеёмся?
Я думаю, что правдивыми в сказке являются отношения между людьми. Мы видим неравенство между Королевой и ее подчиненными. Она пользуется властью ради своих прихотей, и хотя все видят, что ее поступки неправильные, не смеют ей перечить. Несправедливость по отношению мачехи к дочке также часто встречается в жизни. Свою дочь Старуха любит больше, не смеет нагружать ее делами, а к неродной относится без жалости, отпускает ночью в лес, знает, что она может умереть. Правдивость сказки также в том, что трудолюбие, честность, справедливость всегда оказываются сильнее. Доброта рано или поздно будет вознаграждена. Фантастичным является то, что животные разговаривают, эти разговоры слышит Падчерица. Коварные и жадные Мачеха и Дочка превращаются в собак. Также в сказке-пьесе оживают 12 месяцев, благодаря чему смена сезонов происходит стремительно: за зимой резко наступает весна, лето и осень. Вырастают подснежники, а затем ягоды и грибы. Благодаря сочетанию фантастики и правды мы ярче представляем характеры героев: злобную натуру Мачехи, светлый характер Падчерицы, избалованность Королевы. Вымысел делает сюжет динамичным, зло оказывается побежденным, торжествует добро. К концу пьесы даже в бессердечной душе Королевы появляются задатки сочувствия, простоты и покорности.
5. Монологи каких действующих лиц вы слышали во фрагменте пьесы? Как их характеризует манера говорить, тон обращения друг к другу?
Разговор с самой собой во фрагменте пьесы-сказки ведет Падчерица, когда идет в лес за подснежниками. Девочка рассуждает, как ей холодно, сможет ли кто-то услышать ее в лесу. Падчерица говорит, что мало в жизни повидала, и ей не хочется умирать. Она постоянно задает себе вопросы, ища ответы, подбадривает саму себя и заставляет идти на огонек.
Диалоги ведутся между Королевой и Профессором, она относится к нему без уважения, а он не смеет перечить ее приказам. Девочка постоянно спорит с учителем, ведет себя как капризный ребенок. Разговор ведут Старуха и Дочка. Девочка также проявляет неуважение к матери, гонит ее в лес, чтобы та набрала подснежников ради золота. Старуха оберегает родную кровинушку, соглашается с ее предложением отправить Падчерицу в лес, несмотря на холод. Говорит мать заботливо, ласково, дочь же груба с ней.
6. О чём говорится в авторских ремарках? Почему они необходимы в пьесе?
Авторские ремарки помогают представить, где происходит действие пьесы. Они отражают действия героев.
7. Что вы узнали о судьбах Падчерицы и Солдата из их диалога?
Падчерица рассказала, что осталась сиротой и живется ей бедно и тяжело, поскольку мачеха посылает ее зимой за хворостом. Солдат поведал, что находится на службе у Королевы, которая также является сиротой. Ему необходимо было срубить самую красивую елку к Новому году.
8. Каково отношение Падчерицы и Солдата к Королеве? Почему Падчерица жалеет Королеву?
Солдат отмечает, что Королева стала хозяйкой самой себе, и ее некому вразумить. Падчерице жалко Королеву, поскольку она такая же сирота: осталась без отца и матери.
9. Как, по-вашему, выглядят братья-месяцы Декабрь и Январь?
Братья Декабрь и Январь выглядят, как мудрые старцы. У них седые бороды, они одеты в длинные шубы и шапки.
10. Как вы думаете, почему в пьесе-сказке персонажи говорят то стихами, то прозой?
Стихи придают сюжету быстроты, яркости и подчеркивают вымышленность. Стихотворные строчки звучат из уст сказочных персонажей: зверей, братьев-месяцев.