Лермонтов М.Ю. “Бородино” (стр. 151-156) Литература Коровина, 5 класс. Ответы

Проверьте себя (страница 151)

2. В чем состояли занятия литературного общества в пансионе?

Занятия литературного общества в пансионе состояли в чтении его участниками собственных сочинений, переводов и обсуждении прочитанного.

3. В ресурсах Интернета найдите дополнительные материалы о биографии поэта. Подготовьте сообщение для одноклассников.

Пример готового сообщения

Размышляем о прочитанном (страница 155)

Почему спам - это сокращение от названия американской тушенки, почему куки - назвали печеньками, а баги - жучками, что значат эти аббревиатуры - FAQ, ISP, E-commerce, SSD, HDD, 404 Error. Вместе изучаем Английский для IT - новые слова, тесты, викторины. Подписаться на телеграмм-канал t.me/Unica_English_IT

  1. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

Это стихотворение посвящено Бородинской битве, произошедшей во время войны с Наполеоном в 1812 году.

2. Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?

Стихотворение пронизано настроением о победе над врагом, силе и несгибаемости русского народа, патриотическим духом.

3. От чьего лица ведется рассказ? Что этим достигается?

Рассказ ведется от лица человека, который непосредственно участвовал в Бородинской битве – он был артиллеристом. Благодаря такому приему читатель словно сам оказывается на поле боя.

4. О чем сожалеет поэт и что его радует?

Лермонтов в стихотворении сожалеет, что представители «нынешнего племени» не обладают теми качествами, которые были у победителей Наполеона. В стихотворении он говорит: «Богатыри не вы».

И все же поэта радует, что в истории России были такие люди, которые совершили настоящий подвиг – остановили непобедимую французскую армию, под натиском которой пало несколько стран.

5. Как вы понимаете строки?

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!..

Москва бы не была сожжена, если бы того не требовал тактический маневр.

  • Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!..

Русский народ никому не отдаст своей родины даже ценой собственной жизни.

  • Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Полковник был искусным полководцем, поскольку умел выполнять приказы царя, помня при этом о простых солдатах, которых любил, как родных детей.

6. Прочитайте внимательно текст и расскажите, какие картины природы и картины боя проходят перед мысленным взором читателя.

Артиллерист описывает большое поле, в котором «есть разгуляться где на воле». Перед читателем встает картина большого пустого поля, к которому стягиваются русские и французские войска.

Потом, когда начинается битва, читатель представляет себе огромную свалку людей, которые сошлись в бою. Бесчисленное множество солдат, слившихся в «гору кровавых тел».

7. Кого объединяет слово «наш» в таком тексте?

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Слово «наш» в этом тексте объединяет весь русский народ.

8. Какие черты характера солдата заметили вы? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

В характере солдата я заметил неподдельную преданность, верность царю и отечеству в строках: «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой». Также я заметил огромную выдержку и силу воли: «Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять…».

Учимся читать выразительно (страница 156)

3. Сравните чтение ваших товарищей с чтением актера. Что вам понравилось, а что нет? Как бы вы прочитали это стихотворение?

Я бы прочитал это стихотворение очень вдумчиво, повышая интонацию в определенных местах. Я прочитал бы его негромко, как бы вспоминая и восстанавливая картину боя в своей памяти.

Фонохрестоматия (страница 156)

  1. Стихотворение построено в форме диалога юноши и воина-ветерана. Вы прослушали этот диалог в исполнении актеров. Какими вы представили участников разговора? Опишите их внешность, манеру говорить. Что вы можете сказать об их характерах?

Я представил себе молодого парня, который гордится подвигом своих предков. Его глаза выдают мужество и чувство благодарности. Он хочет стать таким же достойным человеком, как воин-ветеран.

Воин представился мне седым и невысоким человеком. Несмотря на возраст, его телосложение еще сохранило черты крепкого и сильного мужчины. Он горд тем, что принимал участие в Бородинской битве, поэтому несколько превозносит себя над юношей. Воин рассказывает историю с желанием, умеет передать напряжение с помощью интонации.

2. Проследите, как меняется тональность речи старого воина от описания отступления до подготовки к бою «…за родину свою».

Во время описания отступления голос рассказчика осторожно выражает сожаление. Воину не хочется отступать. Однако затем в его голосе слышится насмешливая интонация, которая показывает, что отступление было не бегством, а лишь подготовкой к решающему удару.

4. Какие чувства переживает рассказчик, вспоминая о своем погибшем командире? Как эти чувства передают автор и актер?

Интонация рассказчика снижается в то время, как он начинает говорить о своем командире. Голос становится немного тише. В стихотворении говорится: «Жаль его, сражен булатом». Воину жалко своего командира, он искренне его любил и верил в него.

5. Какие чувства старого воина выразил актер в заключительных строках стихотворения?

В заключительных строках актер выразил грусть и сожаление о плохой доле людей, не вернувшихся с поля. Ему также грустно от того, что пришлось уступить французам Москву. При этом в голосе слышатся и ноты счастья о том, что враг все-таки был побежден.

ЛИТЕРАТУРА. 5 КЛАСС. КОРОВИНА. УЧЕБНИК ОТВЕТЫ

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *