Лермонтов М.Ю. “Бородино” (стр. 151-156) Литература Коровина, 5 класс. Ответы
Проверьте себя (страница 151)
2. В чем состояли занятия литературного общества в пансионе?
Занятия литературного общества в пансионе состояли в чтении его участниками собственных сочинений, переводов и обсуждении прочитанного.
3. В ресурсах Интернета найдите дополнительные материалы о биографии поэта. Подготовьте сообщение для одноклассников.
Размышляем о прочитанном (страница 155)
- Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
Это стихотворение посвящено Бородинской битве, произошедшей во время войны с Наполеоном в 1812 году.
2. Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?
Стихотворение пронизано настроением о победе над врагом, силе и несгибаемости русского народа, патриотическим духом.
3. От чьего лица ведется рассказ? Что этим достигается?
Рассказ ведется от лица человека, который непосредственно участвовал в Бородинской битве – он был артиллеристом. Благодаря такому приему читатель словно сам оказывается на поле боя.
4. О чем сожалеет поэт и что его радует?
Лермонтов в стихотворении сожалеет, что представители «нынешнего племени» не обладают теми качествами, которые были у победителей Наполеона. В стихотворении он говорит: «Богатыри не вы».
И все же поэта радует, что в истории России были такие люди, которые совершили настоящий подвиг – остановили непобедимую французскую армию, под натиском которой пало несколько стран.
5. Как вы понимаете строки?
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!..
Москва бы не была сожжена, если бы того не требовал тактический маневр.
- Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!..
Русский народ никому не отдаст своей родины даже ценой собственной жизни.
- Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Полковник был искусным полководцем, поскольку умел выполнять приказы царя, помня при этом о простых солдатах, которых любил, как родных детей.
6. Прочитайте внимательно текст и расскажите, какие картины природы и картины боя проходят перед мысленным взором читателя.
Артиллерист описывает большое поле, в котором «есть разгуляться где на воле». Перед читателем встает картина большого пустого поля, к которому стягиваются русские и французские войска.
Потом, когда начинается битва, читатель представляет себе огромную свалку людей, которые сошлись в бою. Бесчисленное множество солдат, слившихся в «гору кровавых тел».
7. Кого объединяет слово «наш» в таком тексте?
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Слово «наш» в этом тексте объединяет весь русский народ.
8. Какие черты характера солдата заметили вы? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
В характере солдата я заметил неподдельную преданность, верность царю и отечеству в строках: «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой». Также я заметил огромную выдержку и силу воли: «Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять…».
Учимся читать выразительно (страница 156)
3. Сравните чтение ваших товарищей с чтением актера. Что вам понравилось, а что нет? Как бы вы прочитали это стихотворение?
Я бы прочитал это стихотворение очень вдумчиво, повышая интонацию в определенных местах. Я прочитал бы его негромко, как бы вспоминая и восстанавливая картину боя в своей памяти.
Фонохрестоматия (страница 156)
- Стихотворение построено в форме диалога юноши и воина-ветерана. Вы прослушали этот диалог в исполнении актеров. Какими вы представили участников разговора? Опишите их внешность, манеру говорить. Что вы можете сказать об их характерах?
Я представил себе молодого парня, который гордится подвигом своих предков. Его глаза выдают мужество и чувство благодарности. Он хочет стать таким же достойным человеком, как воин-ветеран.
Воин представился мне седым и невысоким человеком. Несмотря на возраст, его телосложение еще сохранило черты крепкого и сильного мужчины. Он горд тем, что принимал участие в Бородинской битве, поэтому несколько превозносит себя над юношей. Воин рассказывает историю с желанием, умеет передать напряжение с помощью интонации.
2. Проследите, как меняется тональность речи старого воина от описания отступления до подготовки к бою «…за родину свою».
Во время описания отступления голос рассказчика осторожно выражает сожаление. Воину не хочется отступать. Однако затем в его голосе слышится насмешливая интонация, которая показывает, что отступление было не бегством, а лишь подготовкой к решающему удару.
4. Какие чувства переживает рассказчик, вспоминая о своем погибшем командире? Как эти чувства передают автор и актер?
Интонация рассказчика снижается в то время, как он начинает говорить о своем командире. Голос становится немного тише. В стихотворении говорится: «Жаль его, сражен булатом». Воину жалко своего командира, он искренне его любил и верил в него.
5. Какие чувства старого воина выразил актер в заключительных строках стихотворения?
В заключительных строках актер выразил грусть и сожаление о плохой доле людей, не вернувшихся с поля. Ему также грустно от того, что пришлось уступить французам Москву. При этом в голосе слышатся и ноты счастья о том, что враг все-таки был побежден.
ЛИТЕРАТУРА. 5 КЛАСС. КОРОВИНА. УЧЕБНИК ОТВЕТЫ