Астафьев “Васюткино озеро” Коровина, литература 5 класс 2 часть
1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
В рассказе Астафьева главного героя зовут Васютка, который однажды заблудился в тайге и случайно нашел озеро, про которое никому до него не было известно. Это озеро впоследствии так и назвали – Васюткино. Поэтому рассказ получил такое название – «Васюткино озеро».
2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?
Писатель рассказывает о бригаде, которая занималась рыбной ловлей. Но в этом году рыба стала очень плохо ловиться. «Оскудел батюшко Енисей», – так говорит про неудачный промысел дедушка главного героя.
Хоть уловы и были небольшими, сети и переметы приносили ценную рыбу:
- осетров,
- стерлядь,
- таймень,
налимов.
3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?
Васютка отправился в лес за орехами для рыбаков. На пути ему попался глухарь. Эту птицу Васютке еще никогда не приходилось стрелять, а потому мальчик увлекся охотой. С первого выстрела он только ранил глухаря, и тот полетел вглубь леса. Мальчик погнался за раненой птицей и сумел догнать её. Но потом Васютка понял, что забрел далеко и не знает куда нужно идти.
Васютка не только смог выжить в лесу, но и самостоятельно найти обратный путь. Тринадцатилетний мальчик был достаточно смел, чтобы провести ночь в лесу. При этом Васютка уже умел самостоятельно обеспечить себя пропитанием (мальчик ощипал, выпотрошил и зажарил в ямке добытого глухаря). Кроме того, Васютка смог и дальше добывать себе еду – он охотился на уток. Мальчик смог найти дорогу к реке Енисей, благодаря чему и был спасен. Отыскать путь домой Васютке помогла смекалка и знание леса. В обнаруженном озере герой увидел много белой рыбы, которая водится только в реках. Это навело мальчика на мысль о том, что озеро проточное и имеет где-то выход к реке. Затем Васютка отыскал лиственный лес, который всегда окружает реки. Так мальчик сумел отыскать Енисей, на котором он встретил своих спасителей.
4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?
Самым тяжелым для героя оказался следующий после того, в который он заблудился, день. Мальчик забрался на верхушку дерева, чтобы осмотреть местность, но не увидел поблизости ни лиственных лесов, ни реки. «Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я!..» – кричал мальчик с тоской и отчаянием. Осознание своей беспомощности перед огромным лесом и одиночества тяжелым грузом легло на плечи маленького мальчика.
5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?
Васютка вспоминал слова своего деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит», «Вызвездило – к холоду». Ещё Васютке вспомнилась школа. Мальчик думал о том, чтобы увидеть свою учительницу – Ольгу Федоровну. Главный герой разговаривает с лесными животными. Например, белке он рассказывает о том, что он заблудился, а взлетевшему глухарю грозит, обещая больше не связываться с этими птицами, потому что именно из-за глухаря Васютка и заблудился.
6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?
Васютка отвел бригаду взрослых рыбаков к озеру, которое обнаружил, когда плутал по лесу. В дальнейшем на этом лесу стали рыбачит сразу две бригады. Один из взрослых сказал как бы невзначай: «Вот и озеро Васюткино». С тех пор за этим водоемом и закрепилось имя его открывателя.
7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?
К этому рассказу я бы нарисовал большое озеро, густой хвойный лес и глухаря, летящего в небе, за которым гонится подросток.
8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»? Как связаны начало и конец этого рассказа и какую роль играет их связь?
Рассказ начинается и заканчивается обращением автора к карте. В начале Астафьев говорит о том, что озеро, открытое главным героем, не отмечено на карте. А в конце автор рассказывает читателю, что на районную карту было нанесено небольшое голубое пятнышко, которое и обозначало озеро.
9. Подберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрации, помещённой в учебнике.
Васютка увидел на ели кедровку. Рис. Е. Мешкова.
«Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
Васютка у костра. Рис. Е. Мешкова.
«Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».
10. Обратите внимание на детали рассказа, например: почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»?
Мать Васютки настаивала на том, чтобы мальчик не уходил в лес без хлеба, потому что так было издавна заведено, а все устои имеют в основе людской опыт, основанный на различных ситуациях. Мать мальчика знала, что в лесу может случиться всякое. Если бы Васютка заблудился в лесу без хлеба, то не мог бы перекусить в дороге и набраться сил, чтобы добыть еду, наломать хвороста. Слова матери главного героя «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать» обозначают, что краюшка хлеба хоть и мала, но она может спасти от голода в нужной ситуации.
11. Объясните слова: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.
Холодная изморось – мелкий накрапывающий холодный дождик.
Осетр – рыба, проживающая в реках. Стерлядь – это рыба, которая относится к осетровым.
Были – рассказы о реальных событиях. Небылицы – вымышленные истории.
Хилые березки – деревья с тонкими стволами и ветками.
Затеси – отметки на дереве, сделанные ножом или топором, чтобы найти обратную дорогу.
Белая рыба – рыба, которая водится в реках.
Шлюпка – небольшая лодка без мотора (на веслах).
Бот – небольшое судно, предназначенное для рыбного промысла.
Пацан – мальчик, подросток.
Хлопец – разговорное украинское слово, которым называют мальчика, парня.
Варнак – беглый каторжник.
Рыбная тара – посуда из картона (открытая или закрытая) для перевозки сушеной рыбы.
12. Устал, притомился, изнемог… — придумайте предложения с этими словами.
Мальчик долго работал в саду и очень устал. Дед долго гулял по парку, притомился и присел на скамейку. Рабочий изнемог от тяжелого труда и упал обессиленный.
13. Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу. Расскажите об этом устно или письменно, используя запомнившиеся вам образные слова и выражения из текста рассказа «Васюткино озеро».