Текст ОГЭ Мамина-Сибиряка Д.Н. на тему «Ответственность» (Было чудное осеннее утро..)
(1)Было чудное осеннее утро. (2)Я вышел из дому пораньше, как и другие товарищи, с которыми вместе ходил в школу. (3)Первая новость, которую я узнал на улице: река встала, то есть покрылась льдом. (4)Это известие всех школьников страшно взволновало, тем более что наша дорога в школу проходила мимо реки. (5)Действительность превзошла все наши ожидания. (6)Река не только встала, но была покрыта блестящим льдом, точно зеркалом.
— (7)Ах, какой лёд! — крикнули мы все разом.
(8)К реке бежали мальчишки с других улиц, как на праздник. (9)Подняли общий радостный крик, и по льду со звенящим гулом полетели палки и камни.
— (10)А ведь лёд толстый, — заявил Паша Селиванов, краснощёкий мальчуган из нашего класса.
(11)Для проверки было брошено несколько кирпичей, и лёд не проломился. (12)Это было великолепно, и мы прыгали на берегу, как дикари.
— (13)Если лёд держит кирпичи, то, значит, можно по нему ходить, — проговорил Костя Рябов, тоже наш товарищ.
— (14)А в самом деле, если попробовать…
(15)Точно в ответ на этот вопрос, с противоположной стороны на лёд выскочил мальчуган в красной рубахе. (16)Смельчак лихо прокатился, стоя на ногах, и вызвал общее одобрение. (17)Пример получился заразительный. (18)3а первым смельчаком явился, конечно, и второй, и третий.
— (19)Да, им хорошо там кататься, — с завистью говорил Паша Селиванов. — (20)Там берег мелкий. (21)Если и провалятся, так не утонут.
(22)Это говорило благоразумие. (23)Действительно, наш берег шёл обрывом, и река здесь была глубокая. (24)Но явилась счастливая мысль: пройти по льду у самого-самого берега. (25)Костя Рябов сейчас же и привёл её в исполнение. (26)Лёд выдержал…
(27)Мы принялись бегать по краю берега, и всё выходило отлично, несмотря на то что кое-где лёд ломался и выступала вода.
— (28)Это тонкий лёд только у самого берега, а посредине реки он совсем толстый, — сообразил кто-то.
(29)Кому первому пришла в голову мысль проверить это предположение на опыте, трудно сказать.
(30)Когда мы были уже на середине реки, на противоположном берегу раздался общий отчаянный крик:
— Полиция!
(31)Действительно, по берегу торопливо бежали два городовых и что-то кричали. (32)Катавшаяся по льду детвора бросилась врассыпную на берег, как воробьи. (33)Мы забрались слишком далеко, чтобы быстро убежать, и лёд был очень скользкий. (34)Кто-то из нас упал, на него упал другой, и лёд не выдержал нашей тяжести. (35)Сначала он зловеще треснул, потом начал опускаться, и мы все трое как-то сразу очутились по горло в воде. (36)Как мы кричали, было слышно чуть не за версту,
(37)Всё случилось так быстро, что трудно было что-нибудь сообразить. (38)От страха мы даже не чувствовали, как холодна вода, и напрасно цеплялись руками за тонкий лёд, который сейчас же ломался, как сухарь.
(39)Мы уже выбивались из сил, когда по льду, держа верёвку в зубах, подполз какой-то подмастерье. (40)Он вперёд себя толкал длинную доску, за которую мы и ухватились окоченевшими руками. (41)Как нас вытащили, я плохо помню.
(42)Можно себе представить весь ужас моей тётушки, когда меня привели к ней всего мокрого. (43)Через полчаса я уже лежал в постели. (44)Странно, что настоящий испуг я испытал только теперь.
(45)Первое, что могла сказать милая тётушка, была обычная фраза:
— Вот что значит, Коля, иметь дело с дурными товарищами… (46)Я тебе всегда говорила, что твои приятели Паша Селиванов и Костя Рябов не доведут тебя до добра… (47)О, я знаю, что это они затащили тебя на лёд!
(48)Я заступался за своих товарищей как умел, но это нисколько не убедило тётушку.
(49)Отец вернулся со службы в 5 часов. (50)Тётушка встретила отца, и я слышал, как она ему рассказывала целую историю о дурных товарищах, которые меня силой затащили на лёд и чуть-чуть не утопили.
(51)Отец не ответил ни слова и прямо из передней прошёл в мою комнату.
(52)Тётушка, выгораживая меня, продолжала сочинять историю о дурных товарищах.
— (53)Да, дурные товарищи — вещь опасная, — соглашался отец. — (54)А вот я сейчас покажу Коле того дурного товарища, которого нужно опасаться больше всего…
(55)Отец ушёл в спальню и вернулся с маленьким зеркалом.
— (56)Ну вот, смотри на портрет самого дурного товарища, — говорил он, подставляя зеркало к моему лицу. — (57)Его нужно бояться больше всего, особенно если не хватает характера удержаться от чего-нибудь. (58)Понял?
— (59)Да, папа… — согласился я, рассматривая своё лицо в зеркале.
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку*)
* Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия — Мамин; 1852-1912) — русский писатель, драматург, автор романов об освоении Сибири и произведений для детей.