Жуковский В.А. “Спящая царевна” (стр. 82-83) Литература Коровина, 5 класс. Ответы
Размышляем о прочитанном (страницы 82-83)
- Вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
В этой сказке мне особенно понравился момент пробуждения царевны. Этот момент в сказке доказывает, что истинная любовь способна разрушить даже самое серьезное заклятие.
2. К какому виду сказок вы бы ее отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает ее от них?
Я бы отнес эту сказку к волшебным сказкам. Народную сказку в «Спящей царевне» напоминает волшебный и необычный сюжет – волшебные чары, усыпившие царевну и месть двенадцатой колдуньи. Еще одно сходство с народной сказкой – использование зачина, который есть почти во всех русских народных сказках: «Жил-был добрый царь Матвей; жил с царицею своей…»
От народной сказки эту сказку отличает рифма и некоторые литературные выражения: «Зданье – чудо старины», «Молод цвет её ланит».
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив ее не навсегда, кто пробудил ее от многовекового сна?
Двенадцатую колдунью не пригласили, потому что из кладовой пропало двенадцатое «драгоценное и золотое» блюдо. Старая колдунья отомстила, наложив заклятие, по которому в 16 лет царевна должна была оцарапать руку веретеном и умереть. Царевну спасла одиннадцатая колдунья, сказав, что девушка не умрет от укола веретена, а лишь уснет на 300 лет. А пробудил царевну от многовекового сна царский сын, поцеловав ее.
Литература и изобразительное искусство (страница 83)
Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
Больше всего мне понравились иллюстрации к этой сказке художников Пименова и Дехтерева. Мне кажется, что их картины ярче и более детально передают сцены из сказки.
Фонохрестоматия (страница 83)
- На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
Манера сказывания народной сказки отличается, поскольку в ней не используются литературные обороты и выражения. Она рассказывается простым и понятным языком, чтобы каждый слушатель уловил суть повествования. Литературная же сказка сказывается по-другому.
2. Как актер передает характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
Слова злой чародейки актер передает с помощью низкого тембра и ускоренного темпа повествования. Такая манера рисует в воображении слушателя образ сухой и злобной старушки.
Добрая чародейка говорит спокойно, ровно. Её слова как бы успокаивают, слушатели верят в то, что она говорит.
4. Как меняется интонация актера, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передает чтец?
Царевич – смелый и горячий молодой человек. Услышав историю о том, что произошло с царем и всеми людьми во дворце, у него «вскипела кровь» и царевич отважно бросился на помощь царевне. Интонация актера в этот момент повышается, он мастерски передает настроение и состояние царевича.
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
В народных сказках не было таких подробных портретных описания персонажей.
ЛИТЕРАТУРА. 5 КЛАСС. КОРОВИНА. УЧЕБНИК ОТВЕТЫ