Внутренний мир человека и его личностные качества. Аргументы к итоговому сочинению
Внутренний мир человека меняется и развивается на протяжении всей его жизни. Постепенно он становится все более сложным, а умение разбираться в себе – все более необходимым. У каждого человека есть как хорошие, так и плохие личностные качества, ему нужно отличать одно от другого. И, конечно, для достижения взаимопонимания между людьми им необходимо научиться открываться другим и, в свою очередь, принимать и понимать этих других. Этому учит сама жизни и книги.
Аргументы из жизни:
- “Людей неинтересных в мире нет” – у каждого своя уникальная история, свой опыт. Даже в одном классе все ученики будут разными, несмотря на то. что они говорят на одном языке и могут жить в одном районе и даже в одном доме.
- Не нужно смотреть на ту “картинку” внутреннего мира, которую люди выкладывают в соцсетях. За “глубокомысленными” цитатами обычно скрывается настоящая личность. И профили в Инстаграме и Фейсбуке ничего не говорят о реальном человеке, это легко подтвердить, если познакомиться с владельцем профиля.
- Внутренний мир человека не всегда легко увидеть, особенно если основная часть его окружения не понимает его стремлений и думает в основном о материальном. Важно развивать свои духовные качества. Делать это можно разными способами.
Аргументы из литературы:
1. В повести Александра Грина “Алые паруса” рассматривается два внутренних мира – юной и мечтательной Ассоль и другого мечтателя, но более практичного – Артура Грэя. Грэй с детства влюбляется в море и сбегает из дома, чтобы стать моряком. Он проходит через многочисленные испытания, чтобы стать капитаном. И Грин демонстрирует читателю его внутренний мир очень интересным способом – он говорит, что Грей не возит “скучные” товары, даже если это прибыльно. У него душа романтика и он по-настоящему грезит морем: “Артур Грэй родился с живой душой, совершенно несклонной продолжать линию фамильного начертания” – так говорит о нем писатель.
Ассоль, дочь моряка, выросла возле моря. Однажды ее отец сделал на продажу кораблик с алыми парусами, а встречный старичок сказал, что на корабле с такими парусами приплывет ее возлюбленный. Основа внутреннего мира Ассоль – это ее мечтательность, поэтому ее судьба могла быть только такой. И Грэй воплощает эту мечту в жизнь – забирает ее на свой корабль с алыми парусами. Он очарован внутренним миром своей Ассоль, хотя и знает его только по рассказам местных жителей, которые вообще-то считают ее чудачкой.
2. Нигде Гоголь так четко и ясно не высказывается о внутреннем мире своих героев, как в “Старосветских помещиках”. В этой повести он описывает простых и незамысловатых людей – Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну. Они помещики, которые живут в собственном маленьком имении. У них никогда не было детей, но они безмерно обожают друг друга.
Внутренний мир этих людей, которые могли бы показаться скучными, Гоголь описывает именно через любовь, причем не только друг к другу, но и к ближнему – они всегда с удовольствием принимают гостей и потчуют их самым лучшим, что у них есть, так что все вспоминают о них с удовольствием. Когда Пульхерия Ивановна умирает, Афанасий Иванович постепенно чахнет от тоски по ней, ведь жена оставляла весь его внутренний мир. Он превращается в тень самого себя и перед смертью просит похоронить его рядом с супругой.
3. Повесть Рэя Бредбери “Вино из одуванчиков” посвящена детству, тому времени, когда как раз формируется внутренний мир человека. У Дугласа Споллинга лето ассоциируется с приключениями и волшебством – и именно они и происходят с им каждый день. Свобода, счастье и новые теннисные туфли – вот три составляющих внутреннего мира Дугласа в его двенадцать лет. А вино из одуванчиков – это символ и вкус трех месяцев, которые окажут важное влияние на всю дальнейшую жизнь героя, который воспринимает этот напиток как закупоренное в бутылке лето.
4. Антуан де Сент-Экзюпери написал повесть-сказку “Маленький принц” как аллегорию, но можно смело говорить о том, что вся она посвящена внутреннему миру человека. Автор размышляет о любви, о дружбе, о горечи утраты, о том, как люди становятся скучными и перестают любить. Маленький принц путешествует по другим планетам, на каждой из которых живет один человек – так Экзюпери показывает, что в своем внутреннем мире человек всегда наедине только с собой. А Маленький принц – это воплощение других людей, которые заглядывают на твою планету.
Повесть заставляет задуматься о том, что же стоит показывать и как видит другой человек твой внутренний мир. Ведь если он кажется привлекательным тебе, это вовсе не значит, что так и есть. В этом смысле показательна история географа, который никогда не путешествовал, а вместо этого записывает рассказы других путешественников. И действительно, есть люди, которые бедность своего внутреннего мира восполняют за счет заемных истин.
5. Роман Харуки Мураками “Хроники заводной птицы” входит в классику мировой литературы. Центральная фигур произведения – Тору Окада, человек, который начинает искать смысл своей жизни после того, как остается наедине с собой. Когда он сидит в засохшем колодце в заброшенном доме по соседству, он получает экстрасенсорные способности – и тут несложно увидеть, что Мураками так показывает способность чувствовать других людей, сопереживать им.
Еще одной важной нитью сюжета является история японского военного, который рассказывает ему о том времени, когда Япония оккупировала Китай. Этот человек полностью оголяет перед Тору свой внутренний мир. “Способен ли один человек до конца понять другого? Мы можем потратить массу времени и усилий, пытаясь узнать другого человека, а как близко удается нам в результате подобраться к его сущности?” – вот как размышляет об этом герой.
Интересно, что в романе внутренние изменения героя начинаются с внешних – от него уходит жена и у него пропадает кот. Эти два события подталкивают его к тому, чтобы покопаться в себе. И в итоге он возвращается в свое исходное состояние покоя, как самое естественное для его внутреннего мира. Тору – воплощение пассивности, и Мураками показывает, что вся деятельность, которой он занимался на протяжении романа, для него несвойственна. Он как бы оказывается постоянно втянут во внутренние миры других людей.
6. Наверное, нет более аллегорической и в то же время более буквальной книги о внутреннем мире человека, чем повесть Франца Кафки “Превращение”. Написанная в начале 20 века, за более чем сто лет она не утратила своей популярности.
Это история о коммивояжере по имени Грегор Замза, который однажды утром обнаруживает, что стал насекомым. И хотя внешне он больше не человек, он полностью осознает себя как личность, До своего превращения он много и тяжело работал, чтобы обеспечить не только себя, но и родителей и сестру. И в тот момент, когда он нуждается в своей семье, она практически отворачивается от него. Даже сестра по мере того. как заканчиваются заработанные Грегором деньги, постепенно перестает о нем заботится. И когда несчастное насекомое со внутренним миром человека умирает, все чувствуют облегчение и даже счастье.
Интересно, что единственным человеком, который нормально относился к Грегору, была нанятая уже после его превращения уборщица – она разговаривает с ними и считает его внешний вид нормой. Так Кафка показывает, что посторонние люди, которые не видели, как человек растет и взрослеет, у которых не было от него никаких ожиданий, часто способны понять его лучше, чем собственная семья.
7. Несмотря на то, что в творчестве Михаила Булгакова “Записки юного врача” занимают не центральное место, они все же представляют собой интересные размышления писателя о человеческой душе и внутреннем мире. Цикл рассказов посвящен молоденькому врачу, который сразу после получения образования отправляется в крошечную деревенскую больницу. У него нет практического опыта и ему страшно, но постепенно он закаляется благодаря нелегкой врачебной практике. И его внутренний мир тоже претерпевает изменения – юный врач становится не только смелее, но и циничнее. В то же время труд сельского врача описывается писателем как благородный и мудрый. Этими двумя качествами постепенно пополняется и внутренний мир героя.
Молодой врач закаляется не только в борьбе с болезнями, он также сражается и с малограмотностью местного населения, которое поначалу не доверяет ему, но постепенно все налаживается. В итоге из захолустной больницы врач уезжает помудревшим, со значительным духовным багажом и существенно расширившимся внутренним миром. “И тут произошла интересная вещь: все прежние темные места сделались совершенно понятными, словно налились светом, и здесь, при свете лампы, ночью, в глуши, я понял наконец, что значит настоящее знание” – так, немного иронически, описывает Булгаков начало внутренних изменений в своем герое.
8. Одно из классических произведений английской литературы – это роман Фрэнсис Бернетт “Таинственный сад”. Несмотря на то, что история посвящена детям, она очень глубокая и может послужить отличным путеводителем по тому, как сделать свой мир светлее и прекраснее.
Таинственный сад в мрачном поместье – это в определенном смысле символ. После смерти жены хозяин поместья запирает этот сад – как запирает и свою душу от любви, в том числе и к собственному ребенку. Арчибальд Крейвен путешествует по миру, пока в поместье чахнет его сын Колин. Но появление Мэри Леннокс, которая потеряла родителей во время эпидемии холеры в Индии, все меняет. Она не только находит дверь в таинственный сад, она также будит душу Колина. Вместе с Диланом Соуэрби они укрепляют тело и вместе с тем обращаются к своему внутреннему миру с помощью особой молитвы, которую придумали сами – и от того она особенно искренняя.
Писательница показывает, как постепенно изменяются ее герои, как богатее их внутренний мир и как он зацветает, подобно саду. И все это – не чудо. а результат упорной работы. Мысль. которую она выражает, довольно простая, но удивительно мудрая: “Позволить тяжелой или дурной мысли забраться в ваш мозг так же опасно, как позволить микробам скарлатины забраться в ваше тело” – а значит, человек не должен этого допускать.
9. В творчестве Умберто Эко роман “Таинственное пламя царицы Лоанны” занимает особое место, ведь в нем писатель практически в прямом смысле пускает читателей в свой внутренний мир. Это глубоко автобиографическое произведение, где Эко воплощает себя в герое, потерявшем память. Чтобы ее восстановить, он отправляется в дом своего детства. И там постепенно он модет восстановить, что с ним происходило.
На самом же деле Умберто Эко показывает свое собственное взросление. Это уникальное путешествие в чужую душу, причем максимально искреннее. Детство Эко прошло во времена Муссолини, так что часть его коллекции – это пропагандистские детские журналы и комиксы.
Гуляя по местам, которые должны быть ему знакомы и погружаясь в книги и журналы, которые он раньше читал, герой все же не может вернуть себе воспоминания – то. что составляло самую его суть, его внутренний мир. И Эко показывает, что человек без внутреннего мира все равно. что мертв, так что ему остается только умереть в физическом смысле.
10. В романе Антона Макаренко “Флаги на башнях” много человечности. Он рассказывает о буднях детской трудовой колонии, куда главный герой романа, которым по сутиявляется сам Макаренко, собирает беспризорников. У него особый подход к воспитанию, он не собирается воспитывать детей со сложными судьбами под одну гребенку. Главное для Макаренко – сформировать внутренний мир каждого своего воспитанника, дать ему твердую цель в жизни и веру в себя.
Макаренко показывает в своей книге чудо, но это чудо, которое и педагоги, и сами дети формируют собственным ежедневным трудом. Им действительно сложно, но итог того стоит – коллектив, в котором дети могут быть по-настоящему счастливы, так что даже если приходит человек с улицы, он постепенно перевоспитывается силой этого самого коллектива: “Иногда наказать человека – значит выразить ему уважение”.
В то же время Макаренко показывает, что и в такой среде есть место мелочности и желанию сделать гадость, есть подлецы, лентяи и трусы. Всем им дается шанс исправиться, но не все они правильно им пользуются.
Итоговое сочинение. Направления, реальные темы, аргументы, образцы готовых сочинений.