Владимир (святой) – креститель земли русской. Эссе
Вот уже 32 года прошло с торжества, посвященного тысячелетию
крещения Руси – одного из важных событий истории Отечества, поворота,
определившего многое в судьбах России. Обращаясь к истории, задаешься
вопросом: почему же этот день, который можно назвать церковным
праздником, столько значим для нашей страны? И какую же роль в это
сыграл Владимир (Святой)? Для ответа на данный вопрос, с моей точки
зрения, важно рассмотреть, с чего все начиналось.
Сын князя Святослава – Владимир появился на свет около 960 года
(точная дата нам не известна). Заботясь о целостности страны и желая
упорядочить сферу религиозной жизни своих подданных, князь создал в
Киеве пантеон важнейших славянских богов. Однако подобное нововведение
не давало результатов, так вновь присоединенные племена (вятичи,
например) продолжали поклонятся своим местным богам. Поэтому
Владимир начинает склоняться к принятию новой веры.
Именно данный период, на мой взгляд, является переломным в жизни
Руси. После удачного похода на Херсонес в 988 году князь принимает
христианство и женится на византийской царевне Анне. По преданию, после
взятия Херсонеса Владимир потерял зрение, которое вернулось к князю
после обряда крещения. Сила христианской веры настолько поразила князя,
что он решил распространить ее на всю Русь. По возвращении в Киев князь
Владимир построил Десятинную церковь, в которой равноапостольный князь
и был похоронен в 1015 году.
Размышляя над темой данного эссе, невольно задумаешься, а как бы
могла сложиться история нашего государства, не пошли нам судьба такого
яркого правителя, как князь Владимир? С моей точки зрения, мы были бы
отброшены в своем развитии на десятилетия, а то и на столетия назад.
Во многом это обуславливается тем, что крещение Руси – одно из
важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило
конец языческой и дало начало христианской истории России. Можно
сказать, именно князь Владимир задал тот вектор, по которому Россия
двигается вот уже на протяжении более чем двадцати столетий.
Известно, что он вполне соответствовал идеалу языческого правителя,
являвшегося обычно у древних народов и верховным жрецом, жестокого,
властного, порой деспотичного. После крещения, которое, по преданию,
Владимир принял в Корсуни, суровый правитель и воин, искренне принял
учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Крещение
преобразило Владимира. В его душе произошел внутренний переворот,
невероятное преображение, с которого началось рождение русского народа.
Таким образом, с моей точки зрения, можно однозначно заключить, что
в истории каждого народа есть такой правитель, которого народ почитает как
своего просветителя и устроителя своей духовной бытности. В русской
истории таким человеком по праву считается Владимир I Святой (960-1015
гг.), который был инициатором Крещения Руси, поворотного события для
истории нашей страны.
Закончить настоящее эссе хотелось бы строками летописца Нестора из
его «Повести временных лет», которые, на мой взгляд, наилучшим образом
раскрывают столь значимый вклад Владимира (Святого) как крестителя
земли русской: «Подобно тому, как если бы кто-нибудь распахал землю, а
другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь
Владимир распахал сердца людей, просветивши их крещением».