Тема «маленького человека» в русской литературе 19 века
Мы постоянно встречаем в русской литературе 19 века тему «маленького человека»: в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П Чехова и многих других русских писателей и поэтов.
Под «маленьким человеком» понимается не только то, что человек занимает низшую степень в социальном плане, но и то, что его духовный мир скуден, он принимает всевозможные запреты, не задумывается о философских проблемах человечества. Он непримечательный и незаметный, не отличающийся выдающимися способностями, слабохарактерный, смиренный и безобидный.
У Н.В. Гоголя в повести «Шинель» в образе «маленького человека» перед нами предстает бедный титулярный советник, переписчик Акакий Акакиевич Башмачкин. Гоголь характеризует Башмачкина как человека без своих интересов и увлечений, без семьи, без друзей, и это свидетельствует о его замкнутости и самоограничении от окружающего мира.
В то же время Акакий предан своей работе, выполняет ее тщательно, он трудолюбив, терпелив и скромен, не обращает внимания на оскорбления сослуживцев, не затевает ссор. Для такого человека, как Акакий Акакиевич, самая незначительная вещь может стать достоянием всей его жизни.
Он живет своей незаметной заурядной жизнью, неукоснительно исполняет распоряжения начальства, не задумываясь о смысле своей работы. И получив приказ об исполнении другого задания, он сомневается, сможет ли его выполнить, и просит дать ему привычное дело переписчика.
Смысл его жизни – приобретение новой шинели. Это его мечта, и когда она после получения праздничной премии осуществляется, он становится счастливым человеком. Восхищение сослуживцев его обновкой поднимает его самооценку. Но происходит катастрофа: его новую шинель украли. Это для него конец света. Он заболевает и умирает.
В эпилоге повести «Шинель» Акакий Акакиевич восстает из могилы и отбирает у прохожих шубы и шинели. Этим поворотом в сюжете Гоголь пытается покарать общество за все унижения Башмачкина, восстановить справедливость.
Вроде мы должны посмеяться над таким маленьким униженным человеком. Но Гоголь показывает нам эту проблему с другой стороны – во всем обществе много таких людей, и бесчеловечно смеяться над ними, и дальше их обижать. Гоголь пытается пробудить в людях совесть, чтобы они не обижали таких бесправных и беззащитных, живущих в попирающих достоинство человека условиях. Возможно, в других условиях жизни, не таких тяжелейших, у Акакия Акакиевича пробудились бы прекрасные стороны его души.
Тема «маленького человека» актуальна и сегодня. И в наше время встречаются такие «маленькие человеки», и мы не имеем права смеяться над ними и тем более обижать, мы должны попытаться понять и принять их такими, какие они есть.