Сочинение ЕГЭ по тексту Салтыкова-Щедрина (Пропала совесть. По-старому толпились люди..)
Начало текста
(1) Пропала совесть. (2)По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка.
Образец сочинения ЕГЭ по русскому языку по тексту Салтыкова-Щедрина о совести
М.Е. Салтыков-Щедрин рассуждает о том, что будет, если пропадет совесть. Каково будет людям жить в таком мире, и как они себя будут чувствовать? Писатель ставит в тексте важную нравственную проблему: «Нужна ли совесть в жизни человека?»
Вначале автор говорит, что люди, потерявшие совесть, ощущают себя счастливыми. Это подтверждается словами: «Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать». Бессовестных людей, действительно, ничто не огорчает. Они не задумываются над печальными последствиями своих неблаговидных поступков. Эта «надоедливая приживалка», как называет совесть М.Е. Салтыков Щедрин, кардинально меняет мир. Писатель стремится донести до читателя мысль, что, освободившись от «последнего ига», человечество погрязнет в преступлениях: «Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение». Грустно наблюдать, как никому не нужная «бедная изгнанница» совесть лежала на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов. С другой стороны, что происходит с человеком, который внезапно обретает совесть? Пропойца, случайно нашедший и поднявший ее, внезапно меняется до неузнаваемости. Он осознал весь ужас своего беспросветного и бесцельного существования. Как говорит М.Е. Салтыков-Щедрин: «Увы, проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения». Пьяница решает избавиться от совести, передав ее Прохору, торговцу из кабака. Противопоставляя эти примеры, писатель с горечью утверждает, что люди стали бессовестными. И да, без этого нравственного ориентира им живется лучше, ведь душа ни о чем не болит.
Позиция М.Е. Салтыкова-Щедрина ясна: он доказывает, что без совести этот мир обречен на моральное вырождение.
Я абсолютно согласна с писателем. Совесть служит для людей стопором, предотвращающим антигуманные поступки. Я бы не хотела жить в мире, населенном бессовестными людьми, ибо это означает всеобщий хаос, ложь, преступления.
В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» мы видим доказательства того, что именно совесть отличает человека от животного. Без нее мы опустимся до уровня Шарикова – бездомной собаки, которая в результате эксперимента профессора Преображенского становится человеком. Однако, Шариков отличается наглым, агрессивным, неуправляемым нравом. Он злоупотребляет терпением и добротой ученого, и при этом не испытывает ни раскаяния, ни ответственности, ни вины.
Таким образом, совесть в нашей жизни нужна для того, чтобы оставаться человеком. Конечно, каждый из нас самостоятельно делает свой нравственный выбор: жить по совести или стать таким, как Шариков.