Сочинение ЕГЭ по тексту Гоголя о писательском выборе (Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги…)
Образец сочинения ЕГЭ по русскому языку по тексту Гоголя о творческом выборе
Н.В.Гоголь рассуждает о пути, который выбирает писатель в своем творчестве. Что лучше: изображать действительность такой, какая она есть, без прикрас обличая людские пороки, навлекая на себя поругание, или творить в угоду обществу и говорить только то, что люди хотят слышать? Каждый творец сталкивается с дилеммой: правда или признание. Рассмотрим данный вопрос подробнее.
Некоторые писатели завоевывают всеобщее восхищение, славу и почет. Они достигают этого лестью и возвеличиванием человека, избегая изображения темных и подлых сторон человеческой души. Эти творцы «не изменяли ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускалися с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям» Про них Н.В.Гоголь говорит: «Нет равного ему в силе — он бог!» Однако в этой фразе мы чувствуем иронию и насмешку.
Какова же судьба писателей, избравших иной путь. Они не заискивают, не лебезят перед изменчивой публикой. Великий русский классик подтверждает эту мысль словами: «Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ». Писателям, сделавшим нелегкий выбор в пользу правды, никогда не понять, что такое всемирная слава. Н.В.Гоголь доказывает это следующим утверждением «Ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха!» Не зря народная мудрость гласит: «Правда глаза колет».
Эти аргументы противопоставлены друг другу. Они свидетельствуют о том, что писателю приходится решать вопрос о том, какую дорогу выбрать: следовать общественному мнению или велению собственного сердца.
Н.В.Гоголь подводит читателя к выводу, что у литераторов есть два пути: поддаться соблазну, пренебрегая правдой, но завоевать при этом всеобщую популярность, либо открыто говорить о недостатках, навлекая на себя гонения.
Я согласна с мнением классика. М.А.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» повествует о том, как главный герой создавал свое великое произведение. Мастер выражал свое собственное мнение, не оглядываясь на чужое. Для него не важны были указания властей, в отличие от бездарного «бумагомарателя» Ивана Бездомного, который писал в угоду чужим интересам. Мастер не задумывался о том, какую выгоду он получит. Его не волновали ни деньги, ни награды. Он писал искренне, так, как чувствовал, от всего сердца. Не зря его роман впечатлил даже Сатану. Воланд сказал великую фразу, ставшую афоризмом: «Рукописи не горят». Это значит, что великие произведения искусства остаются жить в веках. Они способны влиять на умы человечества, несмотря на, что прошло много лет после их создания.
Таким образом, писатель неизбежно сталкивается с выбором: правда или успех. Редко эти понятия можно совместить. Принятое творцом решение обусловлено его моральными принципами и духовностью.