Роль пейзажа в рассказе Толстого «Кавказский пленник»: сочинение-рассуждение
Роль пейзажа в рассказе Толстого «Кавказский пленник» не просто значительна и важна. Описанием пейзажей Лев Толстой как будто дублирует сюжет – передает настроение главного героя, помогает понять эмоциональный его настрой, усиливает впечатление кульминации событий. А теперь – детальное объяснение, на примерах.
«Пыль, жара, солнце печет… Голая степь». Это – пейзаж вокруг Жилина, героя рассказа, когда он и еще несколько человек вместе с солдатами покинули крепость и начали опасное путешествие. Описание местности вокруг – вроде спокойное, но «ни кустика, ни дерева на дороге»: это создает гнетущую обстановку, как будто должно скоро что-то случиться.
Не избегает Толстой описания пейзажей и потом, когда Жилин уже был в плену. Изображение сильной грозы, когда после нее «пошла вода везде, аж камни ворочает» – так автор передает настроение героя, что тот не смирился с пленом, планирует побег. Ведь он «ходит по аулу, высматривает да думает: «Все равно уйду!»
А грандиозное описание пейзажа, когда Жилин узнает с горы родную сторону и видит вдалеке долину с крепостью – это, можно сказать, переломный момент в рассказе. Пленник видит «ровное место, а за ним будто дым стелется», и понимает, что именно туда ему нужно бежать, и как можно скорее.
Во время первого побега Жилина природа как бы говорит читателю, что побег будет неудачный, потому что описывается звездная ночь, но с туманом по земле. А вот в конце «Кавказского пленника» совсем другая картина, когда Жилин уже знал – вот-вот должен выйти к своим. «Вот и крепость, и огни горят, и дым тухнет – и люди у костров».
Без красочных, полных смысла пейзажей рассказ Толстого был бы, без сомнений, не так интересен, не держал бы в напряжении на протяжении всего повествования.