Пушкин А.С. «Узник» Анализ стихотворения
Краткий анализ
Тема – творческая и личная несвобода.
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий с парной рифмовкой.
Жанр – лирическое стихотворение.
А.С.Пушкин написал стихотворение«Узник» в 1822 году. В это время он находился в ссылке. Произведение посвящено свободе человека. Описывая узника, заключенного в темницу, поэт подразумевал себя. Известно, что творчество Пушкина подвергалось жесткой цензуре царского правительства. Он не мог открыто выражать свои мысли, эмоции. И эта несвобода сильно угнетала гениального поэта. В итоге родилось замечательное, вольнолюбивое стихотворение «Узник», которое стало классикой на все времена и вошло в школьную программу по литературе.
Композиция стихотворения Пушкина “Узник”
Стихотворение состоит из трех катренов (четверостиший), написанных четырёхстопным амфибрахием с парной рифмовкой ААББ. Автор выступает в лице лирического героя, описывая свои собственные душевные переживания: тоску, горечь, подавленность, стремление к свободе.Произведение относится к литературному направлению романтизм, для которого характерны отринутость, одиночество, конфликт с окружающим миром, которые подчеркиваются описаниями природы, животных или птиц, в данном случае – орла.
Композиция стихотворения линейная. В нем можно условно выделить три части, по количеству строф. В первой, включающей в себя экспозицию и завязку действия,говорится об узнике, который сидит в темнице и смотрит в окно. Вдруг он видит орла, который клюет и бросает пищу. Во второй части происходит развязка действия и кульминация. Заключенный наблюдает за орлом и понимает, что между ними много общего. В тюремных застенках птица стала его единственным товарищем.В третьей строфе наступает развязка. Автор выражает свое безграничное стремление к свободе.
Средства выразительности в стихотворении Пушкина “Узник”
Настроение автора, его эмоции, а также образы и основная идея стихотворения передаются читателю посредством литературных приемов:
- эпитеты: «в темнице сырой», «орел молодой», «грустный товарищ», «кровавую пищу», «вольные птицы»;
- метафоры: «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер да я!…»;
- олицетворения: «орёл молодой зовёт меня взглядом и вымолвить хочет», «гуляем лишь ветер да я!…»;
- инверсия: «в темнице сырой», «орел молодой»;
- анафора:
«Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
- восклицательные предложения, подчеркивающие эмоциональный призыв, сильное стремление автора к свободе: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»
Главная мысль стихотворения Пушкина “Узник”
Свобода – это главное, что имеет человек. Мы воспринимаем ее как должное. Когда она у нас есть, мы ее часто не ценим. Но когда теряем, то понимаем, что без нее людям сложно жить, они не могут творить, теряют себя.
Мое отношение к стихотворению Пушкина “Узник”
Благодаря ярким образам и метафорам я прочувствовала все эмоции автора. Несмотря на то, что я никогда не находилась в местах заключения, мне стали понятны тоска, угнетенность, отчаяние, одиночество, которые испытывает человек, лишенный свободы.
Мне кажется, в стихотворении «Узник» А.С.Пушкин больше говорит о несвободе творческой, чем физической. Также как некоторые животные не могут размножаться в неволе, так и поэту сложно творить в застенках казематов.