Некрасов Н.А. “Крестьянские дети” (стр. 186-187) Литература Коровина, 5 класс. Ответы

Размышляем о прочитанном (страница 186)

  1. Вы прочитали стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чем оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что в них он увидел?

Стихотворение названо так, потому что в нем автор рассказывает о крестьянских детях. Некрасов описывает случай, когда он после охоты зашел в сарай и уснул там. Проснувшись, автор заметил, что за ним наблюдают дети. Автору сразу понравилось выражение их глаз: «Я детского глаза люблю выраженье…».

Сам рассказчик не принадлежит к крестьянам – он дворянин, но провел свое детство среди крестьянских детей. Автор говорит о крестьянских детях: «Я все-таки должен сознаться открыто, что часто завидую им…». Дворянское происхождение выдает и его поведение – он пишет стихи: «Пишу мои вирши…». Когда автор говорит о своем детстве, он рассказывает случай, в котором над ним посмеялся крестьянский ребенок: «Мы оба нагнулись, да разом и хвать змею! Я подпрыгнул: ужалила больно! Савося хохочет: «Попался спроста!»».

Рассказывая об облике крестьянских детей, Некрасов использует эпитеты: «был мальчик живой, настоящий», «и ей ли под солнечным зноем рожденной». Сравнения: «шпионы мои», «так стаей с мякины летят воробьи».

Глаза детей привлекли особое внимание поэта, потому что «столько покоя, свободы и ласки, в них столько святой доброты!».

2. Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?

Дети «подивились» часам барина, золотой цепочке и двуствольному ружью. Их удивило и то, что у автора есть борода, а не просто усы, как у барина. Ребята изрекли такой приговор: «Такому-то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи!».

Дети решили, что незнакомец «не барин»: «И видно не барин: как ехал с болота, так рядом с Гаврилой…», то есть потому, что он охотился вместе со своим слугой, общался с ним как с другом.

3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьезно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Поэт рассказывает о том, как ходил за грибами вместе с крестьянскими детьми, раскапывал листья, обшаривал пни. Автор старался запомнить грибное местечко, но потом не мог его отыскать.

Крестьянские дети и автор вместе губили змей и «клали рядком на перилы моста». За это они ждали славы от взрослых, которые похвалили бы их. Об этом автор пишет иронично.

На отдыхе детей радовали рассказами прохожие рабочие.

4. В чем состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?

«Нарядная сторона труда» состоит в его результатах. Ребенок видел, как его отец удобрял поле и садил зерно, и как оно потом зеленело, как рос колос и наливалось зерно.

Когда дети возвращались с прогулок, родители привлекали их к труду, отправляли работать. Ребенок видел собственным глазами, как растет хлеб, и понимал, что если он будет трудиться сейчас, то позднее его труды обратятся в настоящий хлеб.

6. Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

Особенно мне запомнилась картина, когда шестилетний мальчик вез дрова. Этот момент поразил меня тем, что маленький ребенок осознает, что они с отцом – единственные работники в доме. Мальчик понимает, что должен разделить работу с отцом.

7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, веселым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чем это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Эти картины пронизаны и веселым, и грустным настроениями. Я думаю, что я не до конца ответил на первый вопрос. Это стихотворение не только о крестьянских детях, но и обо всех крестьянах вообще, об их жизни, быте радостных и грустных моментах.

Автор хотел сказать, что ему очень симпатизируют крестьянские дети. Он очень рад за них, и в то же время ему жаль их, если они не выживают.

8. Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

Некрасов рисует яркие и красочные картины. Он очень полно воссоздает картины счастливых моментов в жизни крестьянских детей, и столь же полно рисует грустные картины. Авто создает красочные летние пейзажи: леса, реки и поля.

Поэт желает детям расти, играть на воле, любить «скудное поле», хранить вековое наследство, любить «свой хлеб трудовой».

Обогащаем свою речь (страница 187)

  1. Как вы понимаете слова и словосочетания:

вирши – стихи;

коснулось души умиленье – душа радуется;

милые плуты – милые озорные дети;

святой доброты – искренняя, настоящая доброта;

грибные набеги – походы за грибами;

рубанки – инструменты для строгания дерева;

синеющей лентой – ярко-синяя река извивается так, что становится похожа на ленту;

вековое наследство – уклад, который сформировался за много лет;

хлеб трудовой – хлеб, выращенный и полученный тяжелым трудом.

2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесенные крестьянскими детьми. Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.

Гусю, постоим, украдут, не засти, вона.

3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке. Объясните смысл этих слов.

изваяние – скульптура;

величава – величественная, могучая;

родименький – родной, любимый;

удел – доля (земли), выделенная кому-то;

заповедать – зевещать что-то сделать.

Литература и изобразительно искусство (страница 187)

Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети». Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта?

Подготовьте устный рассказ о детях, изображенных на иллюстрации.

Иллюстрации Шмаринова помогают мне лучше понять мысли и чувства поэта. Например, на одной из картин изображен мальчик, который зимой ведет лошадь из леса. Фон картины серый, давящий. Этим художник подчеркивает тяжелые условия, в которых приходится работать мальчику. Но в небе есть белые проблески, что выражает веру автора в то, что у ребенка все в жизни будет хорошо.

Мальчик на этой иллюстрации изображен в шубе, меховой шапке и варежках. Он совсем маленького роста, но держит лошадь под уздцы, ведя ее по сугробам. Несмотря на то, что ребенку приходится тяжело работать, его лицо отражает лишь уверенность и как бы насмешливость. Он считает, что справится со всеми трудностями, сравнивает себя с отцом, которому одному было бы тяжело кормить всю семью.

На другой иллюстрации художника изображено четверо детей. Они собирают грибы. Один из мальчиков срезает гриб. На него смотрит девочка с малышом на руках. Другой мальчик носит лукошко с грибами. Он направляется к своей компании, чтобы взять очередной гриб.

ЛИТЕРАТУРА. 5 КЛАСС. КОРОВИНА. УЧЕБНИК ОТВЕТЫ

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *