Некрасов Н.А. “Крестьянские дети” (стр. 186-187) Литература Коровина, 5 класс. Ответы
Размышляем о прочитанном (страница 186)
- Вы прочитали стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чем оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что в них он увидел?
Стихотворение названо так, потому что в нем автор рассказывает о крестьянских детях. Некрасов описывает случай, когда он после охоты зашел в сарай и уснул там. Проснувшись, автор заметил, что за ним наблюдают дети. Автору сразу понравилось выражение их глаз: «Я детского глаза люблю выраженье…».
Сам рассказчик не принадлежит к крестьянам – он дворянин, но провел свое детство среди крестьянских детей. Автор говорит о крестьянских детях: «Я все-таки должен сознаться открыто, что часто завидую им…». Дворянское происхождение выдает и его поведение – он пишет стихи: «Пишу мои вирши…». Когда автор говорит о своем детстве, он рассказывает случай, в котором над ним посмеялся крестьянский ребенок: «Мы оба нагнулись, да разом и хвать змею! Я подпрыгнул: ужалила больно! Савося хохочет: «Попался спроста!»».
Рассказывая об облике крестьянских детей, Некрасов использует эпитеты: «был мальчик живой, настоящий», «и ей ли под солнечным зноем рожденной». Сравнения: «шпионы мои», «так стаей с мякины летят воробьи».
Глаза детей привлекли особое внимание поэта, потому что «столько покоя, свободы и ласки, в них столько святой доброты!».
2. Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?
Дети «подивились» часам барина, золотой цепочке и двуствольному ружью. Их удивило и то, что у автора есть борода, а не просто усы, как у барина. Ребята изрекли такой приговор: «Такому-то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи!».
Дети решили, что незнакомец «не барин»: «И видно не барин: как ехал с болота, так рядом с Гаврилой…», то есть потому, что он охотился вместе со своим слугой, общался с ним как с другом.
3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьезно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?
Поэт рассказывает о том, как ходил за грибами вместе с крестьянскими детьми, раскапывал листья, обшаривал пни. Автор старался запомнить грибное местечко, но потом не мог его отыскать.
Крестьянские дети и автор вместе губили змей и «клали рядком на перилы моста». За это они ждали славы от взрослых, которые похвалили бы их. Об этом автор пишет иронично.
На отдыхе детей радовали рассказами прохожие рабочие.
4. В чем состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?
«Нарядная сторона труда» состоит в его результатах. Ребенок видел, как его отец удобрял поле и садил зерно, и как оно потом зеленело, как рос колос и наливалось зерно.
Когда дети возвращались с прогулок, родители привлекали их к труду, отправляли работать. Ребенок видел собственным глазами, как растет хлеб, и понимал, что если он будет трудиться сейчас, то позднее его труды обратятся в настоящий хлеб.
6. Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?
Особенно мне запомнилась картина, когда шестилетний мальчик вез дрова. Этот момент поразил меня тем, что маленький ребенок осознает, что они с отцом – единственные работники в доме. Мальчик понимает, что должен разделить работу с отцом.
7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, веселым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чем это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?
Эти картины пронизаны и веселым, и грустным настроениями. Я думаю, что я не до конца ответил на первый вопрос. Это стихотворение не только о крестьянских детях, но и обо всех крестьянах вообще, об их жизни, быте радостных и грустных моментах.
Автор хотел сказать, что ему очень симпатизируют крестьянские дети. Он очень рад за них, и в то же время ему жаль их, если они не выживают.
8. Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?
Некрасов рисует яркие и красочные картины. Он очень полно воссоздает картины счастливых моментов в жизни крестьянских детей, и столь же полно рисует грустные картины. Авто создает красочные летние пейзажи: леса, реки и поля.
Поэт желает детям расти, играть на воле, любить «скудное поле», хранить вековое наследство, любить «свой хлеб трудовой».
Обогащаем свою речь (страница 187)
- Как вы понимаете слова и словосочетания:
вирши – стихи;
коснулось души умиленье – душа радуется;
милые плуты – милые озорные дети;
святой доброты – искренняя, настоящая доброта;
грибные набеги – походы за грибами;
рубанки – инструменты для строгания дерева;
синеющей лентой – ярко-синяя река извивается так, что становится похожа на ленту;
вековое наследство – уклад, который сформировался за много лет;
хлеб трудовой – хлеб, выращенный и полученный тяжелым трудом.
2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесенные крестьянскими детьми. Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.
Гусю, постоим, украдут, не засти, вона.
3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке. Объясните смысл этих слов.
изваяние – скульптура;
величава – величественная, могучая;
родименький – родной, любимый;
удел – доля (земли), выделенная кому-то;
заповедать – зевещать что-то сделать.
Литература и изобразительно искусство (страница 187)
Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети». Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта?
Подготовьте устный рассказ о детях, изображенных на иллюстрации.
Иллюстрации Шмаринова помогают мне лучше понять мысли и чувства поэта. Например, на одной из картин изображен мальчик, который зимой ведет лошадь из леса. Фон картины серый, давящий. Этим художник подчеркивает тяжелые условия, в которых приходится работать мальчику. Но в небе есть белые проблески, что выражает веру автора в то, что у ребенка все в жизни будет хорошо.
Мальчик на этой иллюстрации изображен в шубе, меховой шапке и варежках. Он совсем маленького роста, но держит лошадь под уздцы, ведя ее по сугробам. Несмотря на то, что ребенку приходится тяжело работать, его лицо отражает лишь уверенность и как бы насмешливость. Он считает, что справится со всеми трудностями, сравнивает себя с отцом, которому одному было бы тяжело кормить всю семью.
На другой иллюстрации художника изображено четверо детей. Они собирают грибы. Один из мальчиков срезает гриб. На него смотрит девочка с малышом на руках. Другой мальчик носит лукошко с грибами. Он направляется к своей компании, чтобы взять очередной гриб.