Лермонтов М.Ю. “Три пальмы” Анализ стихотворения
Краткий анализ
Тема – неблагодарность и жестокость человека, взаимодействие человека с природой.
Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий с парной рифмовкой.
Жанр – романтическая баллада.
М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Три пальмы» в 1838 году. Оно было опубликовано год спустя в журнале «Отечественные записки». Произведение имеет философский подтекст, так как в нем рассматривается мотив судьбы. Лермонтов неслучайно дал такое название стихотворение. Число три заключает в себе библейский смысл и означает, по всей вероятности, три составляющие человеческой души: разум, волю и чувства.
Композиция стихотворения Лермонтова “Три пальмы”
Стихотворение «Три пальмы» состоит из десяти строф, в каждой из которых по шесть строк. Произведение написано четырехстопным амфибрахием с парной рифмовкой ААББВВ, которая называется секстиной. Рифмы мужские. Композиционное построение – линейное, по классической схеме: завязка действия, развитие, кульминация, развязка. По смыслу можно выделить три основные части. В первой автор описывает мирную жизнь пальм в пустыне, где все у них было: вода, солнце. Однако они стали роптать, что растут вдали от человека. Во второй части описан приход каравана. Кульминационный момент наблюдается в начале восьмой строфы. В заключительной части поэт описывает, как пальмы гибнут от рук человека, и оазис, дававший тень и прохладу усталым странникам, умирает. В основе стихотворения – антитеза. Добро противопоставляется злу, жизнь – смерти.
Средства выразительности в стихотворении Лермонтова “Три пальмы”
Главная идея стихотворения, эмоции автора выражаются посредством многочисленных стилистических приемов:
- эпитеты: «гордые пальмы», «почвы бесплодной», «волною холодной», «роскошные листья», «пепел седой и холодный»;
- метафоры: «питомцы столетий», «изрублены были тела их потом», «летучих песков», «пылающая грудь», «песок золотой»;
- олицетворения: «стали три пальмы на бога роптать», «приветствуют пальмы», ««щедро ручей напоил их», «не шепчутся листья с гремучим ключом», «приветствуют пальмы нежданных гостей», «умчался туман»;
- сравнения: «шел колыхаясь, как в море челнок», «прыгал, как барс»;
- аллитерация: повторяющиеся глухие и шипящие согласные звуки [с], [ш], [щ], [ч] напоминают шёпот песка в пустыне, шорох листвы;
- ассонанс: повторяющиеся гласные звуки [о], [э], [у] передают тоску, сожаление, горечь, испытываемые лирическим героем;
- анафора: «И конь на дыбы подымался порой, / И прыгал, как барс, пораженный стрелой; / И белой одежды красивые складки».
Динамика действия достигается посредством использования глаголов. Эмоции лирического героя подчеркивают синтаксические средства выразительности, такие как:
- риторические вопросы: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?»;
- риторические восклицания: «Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Четкий ритм задают сложноподчинённые и сложносочинённые предложениями с придаточными определениями и обособленными обстоятельствами. Они также говорят о богатстве сюжета, разнообразии мотивов.
Главная мысль стихотворения Лермонтова “Три пальмы”
В стихотворении «Три пальмы» можно выделить несколько основных идей. Во-первых, люди должны быть рады тому, что имеют. К сожалению, они беспечны и неблагодарны. Эти качества всегда наказываются. Во-вторых, человек должен заботливо и трепетно относиться к природе. Последствия бездумного и нерационального отношения оказываются губительными для всей планеты и человечества.
Мое отношение к стихотворению Лермонтова “Три пальмы”
Стихотворение вызвало у меня гамму разнообразных чувств: от справедливого гнева до жалости. Караванщики, вырубившие пальмы в пустыне, на мой взгляд, – недальновидные и жестокие глупцы. Ведь, возможно, им не раз придется следовать по тому же пути, но они не смогут уже отдохнуть в прохладной тени деревьев. Люди несут разрушение, зачастую себе на погибель, и с этим фактом не поспорить.
Мне было жалко уничтоженные пальмы, несмотря на их гордыню и неблагодарность. Они росли много лет и имели все необходимое для жизни. Пожелали быть поближе к людям? Пожалуйста, получите. Ни к чему хорошему не приводят обесценивание того, что ты имеешь, гордыня и неблагодарность.
Вспомнилась замечательная фраза Омара Хайама, которую я бы поставила эпиграфом к стихотворению: «Я был в обиде на Творца, что не имел сапог, пока не встретил молодца, который был без ног».