Лермонтов М.Ю. “Дума” Анализ стихотворения
Краткий анализ
Тема – печальная судьба молодого поколения России первой половины 19 века.
Стихотворный размер – чередование шестистопного ямба с четырех- и пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой.
Жанр – философско-гражданская лирика с элементами элегии, оды, сатиры.
Стихотворение «Дума» М.Ю.Лермонтов написал в 1838 году, за два года до смерти. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1839 году. Это время было смутным и мрачным для России. В 1825 году восстание декабристов было жестоко подавлено. Некоторых мятежников казнили, других отправили в ссылку. Поводом для написания этого обличающего дворянство стихотворения послужило знакомство Лермонтова с одним из бывших декабристов. Поэт был восхищен стойкостью, мужеством, уверенностью в своей правоте, активной гражданской позицией ссыльного декабриста. По сравнению с этим героем безразличное, ни во что не верящее юное поколение людей, окружавших Лермонтова, сильно проигрывало. “Дума” – это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима.
Композиция стихотворения Лермонтова “Дума”
Стихотворение «Дума» состоит из пяти строф. Повествование ведется от первого лица множественного числа. Благодаря такому приему поэт достигает откровенности и правдивости. Это также означает, что автор причисляет себя к потерянному поколению, лишившемуся духовных ориентиров в жизни. Стихотворный размер – в основном, шестистопный ямб, иногда чередующийся с четырех- и пятистопным ямбом. Рифмовка перекрестная. Логическая связь между частями стихотворения практически отсутствует. Она достигается лишь благодаря тематическому и эмоциональному единству. В произведении тесно переплетены такие литературные направления, как реализм и романтизм.
Средства выразительности в стихотворении Лермонтова “Дума”
Основная мысль произведения, авторские эмоции передаются с помощью таких стилистических приемов, как:
- эпитеты: «тощий плод», «пришелец осиротелый», «холод тайный», «рабы презренные», «ум поздний», «наука бесплодная», «роскошные забавы», «угрюмая толпа»;
- метафоры: «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «чаша наслажденья», «старость души», «жизнь – путь»;
- сравнения: «как пир на празднике чужом», «жизнь томит, как ровный путь без цели»;
- метонимия: «и к гробу мы спешим», «богаты мы едва из колыбели»;
- оксюморон: «добросовестный, ребяческий разврат»;
- антитеза: «ненавидим» – «любим», «холод» – «огонь»
Главная мысль стихотворения Лермонтова “Дума”
Человек, не способный жить, творить добро, чувствовать, помогать, любить, познавать Бога, никчёмен. Его существование бессмысленно. Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт «потерянное поколение». Молодость – это время для действий. Печальна участь молодых людей, если их ум и сердце очерствели, если ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть их души. Когда человек ни к чему не стремится, он превращается в «юного старика». Такие люди не оставят свой след в истории. Они бессмысленно исчезнут с лица земли, и потомки не вспомнят о них.
Мое отношение к стихотворению Лермонтова “Дума”
Стихотворение «Дума», на мой взгляд, – гениально, потому что оно остается актуальным и поныне. Действительно, если у человека нет активной гражданской позиции, то в чем смысл его существования?
В любые времена молодежь была потенциалом, движущей силой любого общества, его надеждой на лучшее будущее. Печально, когда молодые люди не видят цели в жизни, инертны и равнодушны.