Чему учит рассказ «Кавказский пленник» Льва Толстого. Сочинение
Задача литературы в любой стране, в любые времена – в людях будить положительные качества, заставлять их задуматься о цели в жизни. Так было и в XIX и начале ХХ века, когда писал свои бессмертные произведения Лев Толстой. Если задуматься: чему учит его рассказ «Кавказский пленник» – как раз поднимает Толстой такие важные темы. Рассмотрим на примерах, на что писатель обращает внимание в рассказе.
С первых слов: «Служил на Кавказе офицер один…» – Лев Николаевич поднимает тему патриотизма российского народа. Делает акцент на том, что русский человек в трудную для Родины минуту не отсиживается дома, а берет в руки оружие и идет защищать свою страну. И героя писатель выбирает правильно: не служащего в штабе, не продовольственного интенданта, а боевого офицера.
Второй момент, на котором ставится акцент в рассказе – любовь к родителям, забота о них. Жилин сразу отправляется к матери, когда узнает, что та стала стара и больна – чтобы увидеться с ней, успокоить, и порадовать женитьбой (мать переживала, что не успеет увидеть внуков до кончины). И потом еще раз заботу о матери проявляет офицер – когда отказывается писать ей письмо о выкупе: «Где она столько денег возьмет?»
Красной нитью через рассказ проходит тема мужества, несгибаемой воли и преданности своей стране и вере. Ведь мог же Жилин, чтобы уцелеть, стать предателем, перейти в другую веру (такие случаи, хоть единичные, но были!) – но этого не сделал. И не оставил он идею побега, несмотря на то, что его могли казнить, когда поймали – все равно убежал со второй попытки.
И финал рассказа «Кавказский пленник» показателен. Офицер не ушел в отставку (хотя наверняка мог бы после плена). «Остался служить на Кавказе», – защищать Родину.