Характеристика одного из персонажа пьесы «Ревизор»
Повесть «Ревизор», написанная Николаем Васильевичем Гоголем, имеет жанр сатиры. В этой повести автор показал настоящую сторону чиновников, поэтому в этом произведении положительных персонажей практически нет. «Ревизор» – необычная комедия для своего времени. Привыкшая к бытовым, семейным ситуациям публика с удивлением обнаружила на сцене качественно иной конфликт, разобраться в котором не так просто. Требуется внимательное рассмотрение характеристики образа Хлестакова, чтобы проникнуть в суть противостояния в гоголевской пьесе.
Сын зажиточного помещика, Иван Александрович Хлестаков живёт в Петербурге, занимает одну из низших канцелярских должностей. Ничтожное жалование и средства, высылаемые отцом, молодой щёголь проматывает мгновенно. Карьерой не озабочен, стараний, чтобы выбиться в люди, не прилагает. В этом образе представлен совсем иной тип мелкого чиновника, чем в Башмачкине или в Чичикове. Это прожигатель жизни, претендующий на жизненные блага, которые недоступны ему по статусу. Отсюда дорогая одежда, которая через неделю после покупки отправляется на вещевой рынок. Отсюда изысканные блюда и напитки, заказываемые на протяжении трёх дней после получения денег от отца, а потом заменяемые кашей и чёрствым хлебом. Отсюда увлечение театром, картами, шумными вечеринками, желание всегда и всюду производить впечатление значительной, интересной, важной фигуры.
Эта потребность натуры Хлестакова объясняет, почему опытные в обмане и обращении с начальством чиновники принимают «вертопраха», «сосульку, тряпку за важного человека». Поначалу признаком высокого положения является только столичный вид молодого чиновника и факт, что он не платит за номер. А потом сытный обед, обильная выпивка и всеобщее внимание заставляют Ивана Александровича потерять всякие берега и, наконец, почувствовать себя тем, кем всегда хотел быть. Важной шишкой. Внезапный успех, о причинах которого герой даже не задумывается, кружит ему голову. Ничтожный человек, не способный ни к какому настоящему делу, он счастлив и окрылён успехом в чужой роли. Его главное качество – стремление пускать пыль в глаза, притворяться чем-то значительным – разворачивается в полной мере. Гоголь писал: «Он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит в то, что говорит». Наслаждаясь неожиданным счастьем, Хлестаков не понимает смысла своих поступков, у него «лёгкость в мыслях необыкновенная». Поведение героя лишено всякой логики: он просит руки Марьи Антоновны, почти забыв, что только что объяснялся в любви её матери.
Обычный комедийный конфликт основан на противоречии между умеренно плохим (жадностью, глупостью, лицемерием, похотью и пр.) и хорошим (любовью, правдивостью, щедростью, добротой). В финале положительные герои неизменно одерживают верх над униженным и осознавшим свою неправоту противником. В «Ревизоре» городская администрация во главе с городничим посрамлена. Значит ли это, что Хлестаков представляет в пьесе силы добра? Разумеется, нет. Он не стремился доказать чиновникам порочность их образа жизни, не пытался преобразовать жизнь и нравы города.
Хлестаков живёт и действует в рамках общепринятого среди взяточников и бездельников закона: степень уважения к лицу всецело зависит от занимаемого им места. Такое устройство мира ему кажется справедливым. Важно лишь подняться повыше в социальной иерархии. Поэтому, начав врать, он упоминает абсолютно все аспекты общественной жизни, от управления департаментом и многочисленных курьеров до визитов во дворец, иностранных дипломатов, писательства, театра. Хлестаковым система наказывает сама себя. Люди, совершающие должностные преступления, в глубине души ожидают и боятся, что их настигнет карающая рука правосудия. В «петербургской штучке» чиновники увидели того, кого ждали.
К отрицательным персонажам героя нельзя отнести. Он не зол, не подл, никому не желает плохого, никого не хочет обмануть. Он просто до предела легкомыслен. Действует и говорит по первому побуждению, без всякого расчёта. В жизни столичного жуира всё происходит словно само собой, независимо от его воли.
Иван Александрович – сын своего времени. Никогда в жизни ему, дворянину, не приходилось заботиться о средствах к существованию, о себе. Достаточно бездумно плыть по течению, полагаясь на удачу. Образ Хлестакова, человека, не способного повзрослеть, обрести хоть какую-то ответственность, имеет и вневременное значение. Самодостаточность человека определяется, прежде всего, осознанностью поведения, осмысленностью слов и действий, способностью развиваться. Хлестаков не достоин называться личностью, поскольку его сущность состоит в стремлении спрятать свою пустоту за маской, которая кажется привлекательной для окружающих. Одна из авторских ремарок к его реплике гласит: «рисуется». Рисоваться, представляться кем-то другим — единственно возможная манера поведения этого персонажа. Ведь самого его, в сущности, нет.